Здравствуйте, дорогие читатели!
Итак, вы прошли длинный и сложный путь и все-таки выяснили главные причины вашей проблемы. Это здорово! Да, вы практически уже решили проблему, но... не совсем. Осталось сделать ещё один шаг, очень важный шаг. Без этого шага всё сделанное ранее просто тренировка для ума. Да, очень полезная, но тренировка. Нам же нужен результат - цель должна быть достигнута! Напомню, что цель у нас - решить проблему (т.е. сделать так, чтобы проблемы не стало и она не мешала нам дальше нормально жить).
Начало здесь - Что такое "проблема"?
Предыдущие посты здесь - Как найти причины проблемы? (шаг 4) и Как оценить риск проблемы? (шаг 4+).
Я уже говорил, что для того, что бы решить проблему, нам нужно сначала воздействовать на саму проблему (Сдерживание проблемы (шаг 3)), чтобы убрать последствия уже возникшей проблемы, а потом воздействовать на причины проблемы, чтобы исключить ее повторение в будущем.
Вот про второе и поговорим, так как мало устранить только проблему (да, мы при этом в текущий момент времени "как бы решим ее"), но она обязательно повториться, да ещё и, как водится, в более тяжёлой форме - ведь причины-то продолжают действовать и, рано или поздно, снова запустят механизм возникновения проблемы, а значит и всех последующих нехороших событий (последствий).
Очень хорошо, если у вас есть союзники, ведь вам нужно придумать меры, чтобы повлиять на причины, а союзники могут очень даже значительно помочь в этом (помните ведь, что одна голова хорошо, а две и даже три - лучше). Действительно, они могут лучше вас быть осведомлены о чем-то, связанным с конкретными причинами, и поэтому могут предложить конкретные и действенные меры, чтобы повлиять на эти причины. Ещё один момент - если проблема в отношениях, то без второй стороны конфликта искать какое-либо решение не всегда эффективно (особенно, если и причины были найдены без этой стороны - и не факт, что правильно найдены, кстати). Итак, сделайте всё, чтобы найти и привлечь союзников к выработке мер по решению проблемы.
Это было бы идеально, но "не все коту Масленица", как говориться. Ничего страшного, если вы не нашли союзников - что-то все равно можно сделать, хотя бы повлиять на причины, которые зависят непосредственно от вас. Да, возможно это полностью не решит проблему (не забывайте, что причин обычно несколько, и каждая из них приводит или может привести к проблеме), но однозначно снизит вероятность ее появления в будущем.
Итак, могут быть причины, связанные с вашими сферами ответственности и/или компетентности (внутренние причины), а могут быть причины и вне этих сфер (внешние причины).
В круг внутренних причин входят не только причины "из-за вас", но и те, на которые вы можете повлиять (самостоятельно или с чей-либо добровольной помощью).
Что это за причины и что с ними делать? Возьмем пример причин из поста Как найти причины проблемы? (шаг 4) - проблема "Опоздания на занятия":
- Медленно шел: Скорее всего (как только так приходится предполагать, то это значит, что не до корневой причины докопались), речь идет о привычном темпе ходьбы (т.е. привычке), вот на нее и нужно направить меры - заставить себя ходить быстрее, постепенно, контролируя процесс (т.е. выработать новую привычку). Возможно для устранения этой причины нужно придумать целый план и следовать ему до достижения цели - выработать привычку ходить быстрее. Кстати, медленная ходьба может быть из-за того, что человек отвлекается постоянно на внешние раздражители - красивый вид, каких-то людей или животных, яркие вывески и т.п. (это бывает у детей). Тут уже несколько другие меры помогут - научиться сосредотачиваться на ходьбе, когда необходимо дойти к конкретному времени. Возможно, в этом случае достаточно будет поговорить с ребенком несколько раз, объяснить почему он опаздывает, но, возможно, придется обратиться с специалисту по поводу невнимательности ребенка.
- Забыл установить будильник: Здесь тоже не корневая причина (задайте ещё раз вопрос "Почему?" и сразу поймете) - скорее всего причина в том, что вы либо не сами будильник устанавливаете (нет привычки), либо на что-то сильно отвлеклись перед отбытием ко сну, ну и тут ещё и проблемы с памятью могут быть (тут лучше сразу к специалисту обращаться). В первом случае нужно выработать привычку и научиться устанавливать будильник самостоятельно. Во втором случае (в дополнение к первому) - поставить себе "напоминалку", либо вообще не отключать будильник (допустим, поставить на две времени - для рабочих дней и для выходных). Постепенно привыкните.
- Неверно установил будильник: Здесь также не корневая причина. Ситуация скорее всего редкая, связанная с банальной случайностью. Но не всегда - раньше переводили время два раза в год (лето-зима) и это могло привести к подобным причинам. Решение здесь в том же ключе, как и у предыдущей причины.
- Неверно построен маршрут: Тут тоже промежуточная причина. Скорее всего эта причина разбивается на следующие - сам маршрут длиннее и/или проходит по участкам, где в непогоду невозможно идти с привычной скоростью (нужно оценить эти участки и постараться избегать их в непогожие дни); не столько в самом маршруте причина, сколько во времени старта (просто поздно вышел - тут нужен свой набор мер по формированию привычки выходит во-время); не известно время прохождения маршрута - тут нужно распланировать процесс перемещения от дома до места назначения по времени (для детей, как вариант, пройти вместе с ними по маршруту с отслеживанием времени и контроля скорости ходьбы).
Как видите, все меры так или иначе направлены либо на изменение или формирование привычки, т.е. определенной почти безусловной системы поведения в различных жизненных случаях, либо на то, чтобы научиться что-либо делать лучше чем раньше или вообще "с нуля" (повышение или получений новых компетенций, если по научному).
Когда выясняется, что причина не корневая, то, после дальнейшего анализа, она может распасться ещё на несколько уже корневых причин, а те уже могут либо остаться во внутренней сфере ответственности или выйти во внешнюю (помните про обращение к специалисту?).
На причины внешней сферы ответственности вы повлиять если и сможете, то с большим трудом. В этом случае, обычно мы может только сообщить тому, в чей ответственности эти причины находятся. Тут совет один - не проходите мимо, возьмите на себя ответственность сообщить куда надо!
Итак, для устранения причины нам нужно разработать набор мер (действий), которые нужно запланировать (можно составить план, где указать - что и как делать, в какой последовательности, в какие сроки, за какие средства - это важно, т.к. такая скрупулёзность значительно повышает шансы все сделать до конца и правильно), а потом этот план претворить в жизнь (попросту выполнить шаг за шагом). В менеджменте это называют корректирующими мерами (действиями) и планом их внедрения.
Казалось бы ВСЁ - меры предприняты, причины проблемы устранены (корректирующие меры предприняты и они эффективны), ещё раньше устранили саму проблему (провели ее коррекцию и сдержали последствия). Короче, можно расслабиться... Да, можно, но не надолго.
Для того, чтобы проблема не вернулась, нужно сохранять ту новую систему действий (привычек, отношений, правил и т.д.), которая обеспечила устранение проблемы и исключает ее повторение. А это не просто, нужно приучить себя к самоконтролю - иначе всё, рано или поздно, засбоит, и причины снова появятся и приведут к проблемам.
Есть ещё несколько полезных советов, для тех кто хочет быть системным человеком, а также заботливым и думающем о своих близких, друзьях и даже коллегах. Но об этом в следующем посте - Лучше предупредить проблему?! (шаг 6).
Спасибо за внимание!
Если вам понравилось, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Содержание серии статей:
Осознание последствий проблемы (шаг 1)
Найдите союзников или создайте их (шаг 2)
Как найти причины проблемы? (шаг 4)
Как оценить риск проблемы? (шаг 4+)
Как решить проблему? (шаг 5)