В предыдущей части мы рассмотрели - каким образом шииты пытаются доказать праведность своего учения, через трактовку так называемых «хадисов». Подобную трактовку они проводят и в отношении Корана и, как это у них получается мы рассмотрим ниже.
Разберем, для примера, всего один аят из Корана на толковании которого шииты приходят к выводу о возможности законного правления только имама Али: «Ваш покровитель лишь Аллах [и] Его Посланник, [и] верующие, которые совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются [перед Аллахом]. И ктo бepeт пoкpoвитeлeм Aллaxa и Eгo пocлaнникa и тex, кoтopыe yвepoвaли, они и есть пapтия Aллaxa – oни [и] пoбeдят» (Коран 5:55)
Первый возникающий вопрос: к кому в первую очередь обращен этот аят? Если учесть, что это было время становления Ислама когда его приверженцы делились на принявших Ислам(«Уверовали мы». Скажи им: «Нет в вас веры. Вам лучше говорить: «Смирились мы»(приняли Ислам), - Ведь в ваше сердце вера не вошла. Коран, 49:14), и верующих или уверовавших то становиться ясно, что покровителями принявших Ислам являются Аллах, Его Посланник и верующие или уверовавшие. Отличием верующих или уверовавших от людей принявших Ислам, является то, что они искренно «…совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются [перед Аллахом]». Собственно это и подчеркивает Коран. Вроде бы все ясно в контекстуальном отношении, однако, с точки зрения шиитов, верующие, упоминаемые аятом – это вовсе не верующие, а только сам имам Али. В подтверждение этого, приводится случай из жизни Пророка:
Цитата: «Суннитский учёный Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим Нишабури Са’лаби в комментариях “Кабир“, когда доходит до этого аята, приводит хадис со слов Абу-Дара Гаффари:
“Я своими ушами слышал – а если это неправда, пусть они оглохнут – и своими глазами видел, - а если это неправда, пусть они ослепнут – что Пророк говорил: “Али – предводитель добродетельных и враг еретикам. Победит тот, кто поможет ему, и потерпит поражения тот, кто пожелает одержать над ним победу“. Знайте, что однажды я совершал молитву вместе с Пророком Аллаха. Нищий просил милостыню в мечети. Никто ему ничего не дал. Али, который совершал поясной поклон в молитве, указал ему на свой мизинец, на котором носил своё кольцо. Нищий подошёл к нему и снял кольцо с его пальца. В это время Пророк стал молиться Аллаху и сказал: “Господи! Мой брат Муса (Моисей) (да будет мир с ним) попросил Тебя:
“О, мой Господь! Расширь мне грудь! И облегчи мою задачу, от уз язык мой разреши, чтоб речь мою они могли понять. Поставь помощника мне из моей семьи, Харуна, брата моего, и укрепи им мощь мою…“. Ты ответил ему, что укрепишь его мощь, его братом и дашь им величие.
Господи! Я твой раб и посланник. Расширь мне грудь! И облегчи мою задачу! Поставь помощника мне из моей семьи, Али, брата моего!“
Клянусь Аллахом, не успел Пророк произнести эти слова, как ангел откровения Джибраил принёс следующий аят: «Ваш покровитель лишь Аллах [и] Его Посланник, [и] верующие, которые совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются [перед Аллахом]. И ктo бepeт пoкpoвитeлeм Aллaxa и Eгo пocлaнникa и тex, кoтopыe yвepoвaли, они и есть пapтия Aллaxa – oни [и] пoбeдят»
…некоторые возражают и говорят, что использование глагола /’аману/ 'уверовали' во множественном числе. Каким образом оно может относиться лишь к одному человеку, имаму Али? Но здесь можно ответить, что использование глагола /’аману/ 'уверовали' во множественном числе объясняется важностью лица, о котором идет речь. Аналогичный прием применяется в аяте, посвященном взаимному проклятию, где говорится /’анфусана ва ’анфусакум/ 'нас самих и вас самих'. А также существует множество, подобных аятов, в которых используются, лица во множественном числе, но имеется единственное число.
Таким образом, аят имеет следующий смысл: Вашими покровителями, управляющими вашими делами, является лишь Аллах, Его пророк и Али, ибо именно Али обладал приведёнными в аяте качествами, а именно: совершал молитву и дал на очищение, преклонившись перед Аллахом в молитве. А также сам пророк утвердил, что под словом “верующие“ является Али.»
Итак, как подчеркивают шииты, что даже ученый - суннит признает со слов еще одного ученого, правда уже непонятно какого, что Посланник Аллах(с.а.в.)попросил Аллаха дать ему помощника в лице Али и, по этому поводу специально был ниспослан аят. Однако неясно, почему в аяте не указан конкретно Али сам, если аят был ниспослан именно по этому поводу, а указаны верующие, в число которых входит и Али. Даже самый пытливый ум не в состоянии определить, в каком месте Корана верующие – это верующие, а в каком месте верующие – это Али. Должно быть понятно, что для основной части уммы, верующие, указываемые аятом, будут восприниматься именно верующими, а для другой крайне незначительной части уммы, верующие – это только сам имам Али. Правда, чтобы это понять, придется сначала послушать, «особых толковатей» Корана которые внушат простому люду: «Когда читаешь этот аят – не верь глазам своим, ибо верующие – это не верующие, а только сам имам Али, потому что был случай в жизни Пророка …..». Далее будет приведен соответствующий пример из жизни со ссылками на таких- то и таких- то людей, после чего и будет сделан вывод о новом смысле аята. Возникает путаница, чего в принципе не может быть в Коране; если бы в аяте речь шла о Али, то он и был бы указан конкретно. Однако шиитов это не смущает, и, как необходимая составляющая, приводится дополнительная информация, основанная на демонстрации достоинства Али, видимо полагая, что дача милостыни нищему является чем-то выдающемся. Стоит помнить, что речь идет о времени Пророка, когда многие верующие готовы были отдать жизнь во имя Ислама – жертва куда большая, чем раздача милостыни - поступка обыденного для тех времен. Нельзя поверить, что верующие в мечети не готовы были подать милостыню, но именно так, согласно шиитам и происходит, ибо в противном случае достоинство Али нельзя было выделить. Более того, если спроецировать описанный случай в практическую плоскость – как это могло быть на самом деле, то возникают серьезные сомнения: а был ли такой случай вообще? Выходит, что Али, вместо того, чтобы молится Аллаху, стал оказывать внимание нищему. Что-то это на Али не похоже, ведь выходит, что он был менее искренен в молитве, чем все остальные молящиеся. Не все ладно получается и с нищим. Чтобы нищий зашёл к верующим и стал просить милостыню, в то время как они молятся, он, по крайней мере, должен был бы не знать, что мусульмане во время молитвы не отвлекаются на все прочие дела и просить милостыню в этот момент не имеет смысла. Более того, если учесть, что мусульмане при молитве стоят плотными рядами, то нищий должен был бы преступить через многих молящихся, прежде чем добраться до Али, который в это время совершал поясной поклон и, якобы, указал нищему на палец с кольцом. Так молился в это время Али или занимался нищим? Нереальность такого события очевидна, но тот, кто приводил такой случай, озадаченный, прежде всего, приведением доказательств присутствия Али в Коране, даже не задумался о появлении таких несуразностей, в результате которых здравый смысл уступил место вымыслу. То есть в практическом плане такой случай не мог состояться. Но допустим, что это было слово в слово именно так, как говорит вышеуказанный свидетель. Но даже при этом из этого не следует делать умозаключения о том, что речь идет о Али. Для Корана это нормально, когда благой поступок из реального случая в жизни уммы, становится благой нормой для всех ее членов. Раздача милостыни как раз и является такой нормой. Но если подставить в аят вместо слова «верующие» - слово «Али»,как то полагают шиитские ученные, то в смысловой нагрузке такого «аята» возникнет несуразность.
Вот истинный аят Корана: «Ваш покровитель лишь Аллах [и] Его Посланник, [и] верующие, которые совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются [перед Аллахом]. И ктo бepeт пoкpoвитeлeм Aллaxa и Eгo пocлaнникa и тex, кoтopыe yвepoвaли, они и есть пapтия Aллaxa – oни [и] пoбeдят»
Вот предпологаемый шиитский «аят»: «Ваш покровитель лишь Аллах [и] Его Посланник, [и] Али, который совершает намаз, вносит закат и смиренно преклоняется [перед Аллахом]. И ктo бepeт пoкpoвитeлeм Aллaxa и Eгo пocлaнникa и Али, кoтopый yвepoвaл, они и есть пapтия Aллaxa – oни [и] пoбeдят»(Это не Коран)
В истинном аяте верующие отличаются от всех прочих тем, что совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются перед Аллахом и именно эти качества позволяют им вместе с Аллахом и Пророком покровительствовать тем, которые еще не уверовали, но приняли Ислам. Другого смысла просто не видится, ибо не могут же верующие покровительствовать самим себе.
В шиитском «аяте» Али, также как и верующие тоже должен отличается тем, что совершает намаз, вносит закат и смиренно преклоняется перед Аллахом и покровительствовать он будет, согласно шиитским воззрениям, верующим, которые также(как и Али) совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются перед Аллахом(именно поэтому они верующие). То есть в данном случае, по тем качествам, которые приведены в аяте, Али не отличается от всех остальных верующих
Для людей размышляющих сразу видна важность указания, присущих верующим качеств в истинном аяте Корана, и абсолютную ненужность указания качеств Али в шиитском «аяте». Вот эта ненужность, и указывает, кроме всего прочего, что Али, единолично в отрыве от верующих, ни при каких условиях не может фигурировать в аяте. Если случай, приводимый шиитами априори не сравним по ценности с аятом Корана, то это все указывает на то, что из него сделаны ложные выводы(если представить, что такой случай был)и он не может быть основанием для изменения смысла аята. Более того, те, кто занимается такими размышлениями, ставя аяты Корана в зависимость от случаев жизни, берут на душу большой грех. Не следует забывать, что Небесное – первично, а земное – вторично, а не наоборот.
И даже, если закрыть глаза на очевидное и согласится с шиитской точкой зрения о правлении Али, то и в этом случае нет никаких суждений на основании аятов Корана о правлении его потомков, а именно это и является основной причиной раскола.