Найти в Дзене
НПАП №1 Икарус

Ikarus 190: очень необычный Икарус. Часть 3

Здесь Часть 1 и Часть 2.

Из 154 экземпляров автобуса Икарус-190, поставленных в Западную Германию, к середине 90-х большинство из них имело примерно такой вид:

▲ Машина модели 190.02 с бортовым номером 7549. Была куплена компанией VGH. После отстранения от работы использовалась как источник запчастей. Источник фото: larsbrueggemann.de
▲ Машина модели 190.02 с бортовым номером 7549. Была куплена компанией VGH. После отстранения от работы использовалась как источник запчастей. Источник фото: larsbrueggemann.de

Одна из машин первой партии (номер 7345) в 1982 году в недвижимом состоянии была продана буксирной компании G. Zander из города Лауэнбург и использовалась в качестве подсобного помещения. В 1995 году её обнаружил один из сотрудников компании VHH. Было решено выкупить автобус обратно и сохранить в качестве музейного образца. Машину отбуксировали на стоянку и обеспечили надлежащий уход ▼

К сожалению, впоследствии компания отказалась от идеи восстановления автобуса, хотя и была приобретена ещё одна списанная машина с номером 7606. Многострадального "венгра" в 2009 году выкупила компания Hamburger Omnibusverein (HOV), занимающаяся восстановлением и эксплуатацией исторических автобусов Гамбурга. Хотя финансовые и технические возможности не позволяют этой группе энтузиастов быстро провести реставрацию, работы всё же ведутся. Хочется пожелать им успехов, ибо на данный момент это уникальнейшая машина и просто необходимо, чтобы она была сохранена.

На этом можно было бы закрыть тему и подвести итоги, но меня заинтересовал ещё один вопрос - сколько было построено опытных/предсерийных машин? По версии одной известной книги, машин, не ушедших к заказчику было две. Одна из партии для Германии, другая из партии для Кувейта. Тогда что за путаница с номерами?

Начнём с номера PRÓBA 06-75, который принято считать первым построенным образцом ▼

Далее номер PRÓBA 03-03 ▼

Картинки с выставки ярмарки в Будапеште 1972 года. Эта машина точно проходила испытания в Гамбурге. Тогда согласно данным сайта busphoto.eu её VIN190.P2-002-71, т.е. прототип № 2. Скорее всего это тот же автобус, что и на известной рекламной фотографии ▼

Теперь номер PRÓBA 06-56. Если предыдущие машины были красно-белые, то этот прототип бежевого цвета ▼

И всё, казалось бы просто, несмотря на некоторые нестыковки. Ну подумаешь, разные номера. Может быть, это одни и те же машины, только снятые в разное время. Хотя упомянутый мной автор Gábrisvitéz пишет про два прототипа, один из которых, возможно прототип № 1, был покрашен в светло-зелёный "заводской" цвет. Где он, этот зелёный Икарус-190? Ни фотографии, ни какого-то иного упоминания о нём не встречается. Как известно, все прототипы и серийные машины для ФРГ были двухдверными. Описаний иных машин я не встречал. Тогда что делать с вот этим? На заводе заварили дверь? В известной книге уклончиво пишут, что данный экземпляр в 1977 году переделан в передвижную библиотеку. В стандарте VÖV предусмотрены только две двери, так что однодверный VÖV-автобус это очень большая редкость ▼

И ещё снимок из семейного архива одного из пользователя сети Facebook, с упоминанием, что на данной машине в начале 80-х работал её отец. По косвенным признакам это другой автобус, нежели на предыдущем снимке. Номер PRÓBA 26-28 ▼

-8

Таким образом, можно полагать, что количество прототипов, опытных и предсерийных машин было от трёх до шести, но никак не два. Сюда можно включить этот непонятный автобус - явно модели 190.03 для Кувейта, но в красно-белой "гамбургской" окраске. Вероятнее всего, это единственный 190-й, первоначально работавший в BKV ▼

-9

Теперь итоги. Что показал первый опыт постройки Икарусом машин для развитых западных стран? Он подтвердил репутацию завода как одного из ведущих мировых производителей, которому по силам выпускать продукцию передового уровня и умение гибко адаптироваться под требования любого заказчика. Удачна ли была модель Икарус-190? Безусловно, она была очень удачной. Хотя многие узлы и агрегаты были производства сторонних производителей, но таково было требование заказчика, да и позднее такая практика вошла в норму. Важно то, что в комплексе всё работало надёжно и безотказно, хотя и было разработано и построено в очень короткие сроки. Например, нынешнему ЛиАЗу это до сих пор не под силу и его "сборная солянка" 6213.22 очень ненадёжный аппарат. Отдельные недостатки, упоминаемые немцами, как например жёсткая подвеска, были весьма спорными. Автору не удалось найти данных о конструкции передней подвески, но по косвенным данным она была близка к таковой на MAN SL192. Такие машины приходили к нам в парк и действительно были несколько "жестковаты" на ходу по сравнению с Икарусами и Мерседесами, но никому и в голову не приходило считать это серьёзным недостатком. Зато МАНы великолепно управлялись и не валились набок в скоростных поворотах. Отмечалось также низкая коррозионная стойкость, но это было свойственно всем машинам первой генерации. Других серьёзных недостатков и недоделок немцами не упоминается. Как курьёз можно упомянуть перенос выхлопной трубы с крыши в нижнюю часть. Зачем это сделано вообще неясно. К нам приходили "иномарки" в т.ч. с трубами на крыше и все оценивали такое расположение сугубо положительно. Из характерных особенностей 190-х для Германии можно указать механическую КПП, но зимой проходимость с ней была отличной, что тоже отмечалось немцами. Возможно, что и шины Semperit вели себя при низких температурах лучше, чем Continental на "немцах". "Вчистую" Икарус не проиграл никому из немецких грандов. Победа Мерседеса если и была, то только "по очкам", а не за явным преимуществом. В том, что перевозчик стал выводить из эксплуатации Икарусы, на наш взгляд, две причины. Первая являлась политико-патриотической и была направлена на поддержку немецкого производителя. Вторая причина это неумение и нерасторопность внешнеторговой компании Mogürt наладить нормальное обслуживание машин и своевременное снабжение заказчика запасными частями, а также организовать грамотную рекламную кампанию. Напрямую завод не занимался продажей автобусов и запчастей, так что в сдаче плацдарма в Западной Германии ответственна прежде всего фирма Mogürt, которая в большом количестве могла выпускать буклетики, значки и прочую атрибутику но в условиях жёсткой конкуренции не смогла обеспечить заводу всей возможной поддержки.

Несколько картинок из печатного издания Mogürt. Фотоаппаратов, видимо, не было, а нормальные художники ушли в отпуск .. ▼

На этом всё. Автор надеется, что тема Икаруса-190 более-менее раскрыта. Спасибо всем, кто осилил все три части! До свидания, и до встречи на нашем канале!

Текст Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Перепечатка статьи, полностью или частично, только с согласия автора и указанием первоисточника. Использованы материалы интернет-портала RCforum и сети Интернет.
Текст Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Перепечатка статьи, полностью или частично, только с согласия автора и указанием первоисточника. Использованы материалы интернет-портала RCforum и сети Интернет.

Рекомендуем почитать