Найти в Дзене
13-й пилот

Читатели рассказывают. Учёба окончена, или вперёд, на Запад! Первая поездка по ГДР.

Витшток. Современный вид, Фото из свободных источников.
Витшток. Современный вид, Фото из свободных источников.

Моя служба в ГСВГ началась в августе 1984 года после окончания ЖукОвки. Я никого не заменял в ГСВГ и ко мне на замену тоже никто не ехал. Было обычное распределение в войска по окончании ВУЗа на вакантную должность.(Распределение, конечно же, было обычным, но, справедливости ради, напросился в ГСВГ я сам, уж очень хотелось мне посмотреть на "заграницу". К тому же у меня было право выбора, т.к. учился я не плохо.)

Согласно Приказу Главкома ВВС я был направлен в 787 иап (Финов) на должность инженера полка по АВ. Где этот Финов, где мой новый, родной полк, как и что там, я, конечно, не знал, но был тем не менее наслышан о нём от однокурсников, ранее проходивших там службу. На душе, конечно, была радость, но вместе с тем было, и волнение, и беспокойство, справлюсь ли я в новой для меня должности, не погорячился ли я? Может надо было сначала послужить в Союзе на равнозначной должности? Но дело, как говорится, было уже сделано. А время неумолимо шло вперёд и пора было уже собираться в дорогу.

Получив все необходимые документы и служебный паспорт, я поехал на Белорусский вокзал столицы покупать билеты до Вюнсдорфа. Ехал я пока один, т.к. семья оставалась в Союзе ждать вызов, и это без сомненья упрощало предстоящий переезд. Проблем с билетами не возникло. В те времена на многих больших вокзалах были воинские кассы и воинские залы. В обычные же кассы народу было просто тьма. Ну, думаю, хоть в этом повезло.

Первое пересечение границы с Польшей почему-то не запомнилось, наверно потому, что поезд был прямой, а не Брестского формирования, и смена колёс проходила вместе с пассажирами, без высадки из вагонов. В общем встреча с пограничниками и таможенниками на границе в Бресте прошла легко и просто.

Польшу проезжали ночью, естественно я спал и поэтому ничего не видел. Во Франкфурте на Одере (ГДР) разбудили немецкие пограничники, правда они ВООБЩЕ ничего не проверяли, а лишь поставили печать в паспорт.

В Вюнсдорф поезд прибыл утром, в среду, дату к сожалению не помню. Найти штаб ВВС ГСВГ не составило никакого труда, т. к военных там было много и почти везде была слышна русская речь. Единственно, что говорило о том, что это Германия, так это готический стиль зданий и надписи на немецком языке.

А вот в штабе меня ждало первое разочарование. Отметившись в отделе кадров о прибытии, меня отправили в инженерный отдел к инженерам ИАС. Главного инженера по моей специальности (АВ) на месте не оказалось. Он был где-то в командировке. А какие-то два "аморфных" подполковника на мой вопрос о Главном вяло и неопределённо ответили: "Может в понедельник, а может во вторник приедет". К тому же ответил мне инженер по АО, а по АВ, как мне показалось, был вообще в какой-то неопределённой прострации. Да уж, "приятная" встреча.

"А что мне сейчас делать?"-спросил я. "Не знаю" - ответил подполковник - "жди..." Единственно полезное, о чем они мне сказали, так это сходить и обменять рубли на марки. Что я и сделал, получив 90 марок.

Переночевал я в какой-то очень неуютной и холодной гостинице и с утра снова пошёл к инженерам. Я спросил: "А что мне будет, если я не дождусь Главного и уеду в полк? Ведь завтра я должен быть уже в полку, согласно предписанию." "Да ничего тебе не будет, приедешь ещё раз на собеседование с Главным." - ответили мне. Это меня несколько приободрило, хотя сомнений полностью не развеяло. В общем пошел я снова в отдел кадров за проездными. Мне выписали проездные до Витштока, в штаб авиационного корпуса и предложили взять с собой в попутчики одного старшего лейтенанта, техника самолета, ему также нужно было ехать в Витшток. Я обрадовался этому, т. к с попутчиком будет все таки проще, да и веселее. Получив документы, мы пошли на вокзал.

Вот наконец-то она, Германия, и я впервые, САМОСТОЯТЕЛЬНО, еду по незнакомой стране.

Так как в школе, в училище и в академии я изучал немецкий язык, то наивно подумал, что могу сносно говорить по-немецки и поэтому решил блеснуть своими знаниями языка перед попутчиком, старшим лейтенантом, который оказался "англичанином". Собрав воедино все свои скромные познания, я сказал кассирше на вокзале, что нам нужны два билета до Витштока, и когда мы там будем, естественно на немецком! Кассирша ответила: " В 16.40". Я, как истинный военный, перевёл "16.40" на русский и сказал старшему лейтенанту: "Без двадцати пять приедем!" На что он сказал: "Да я понял, она ведь по-русски ответила!". Действительно!!! По-русски!!! А я и не заметил. Ну ладно уж, подумаешь лопухнулся немного , зато говорить по-немецки умею ...

Проехав в поезде примерно час или чуть более, мы увидели, вошедшего в вагон контролёра. Он проверял у всех билеты и погашал их компостером. Настала и наша очередь. А так как я всё еще не мог успокоиться со своим фиаско на вокзале в Вюнсдорфе, то снова полез со своим дурацким вопросом к контролёру: "Когда мы будем в Витштоке?". Контролёр посмотрел на наши билеты и сказал, показывая пальцем на меня и на попутчика: "Фюнф марк унд Фюнф марк".(5 марок и 5 марок). Я по простоте души своей перевёл слова контролёра по-своему: "Он сказал, что мы приедем в 5 часов". Старший лейтенант засомневался и сказал: "Да он что-то вроде про марки говорит!" "Какие марки??!!" - обращаюсь я к контролёру. "Вот наши билеты!!! Что тебе ещё надо???". Немец побагровел и на ломанном русском почти прокричал: "Штгаф!!! Штгаф!!! Дас ист шнель цуг!!!" (это скорый поезд). Ё моё! Понятно! Но ОЧЕНЬ неудобно!!! Заплатили мы по 5 марок, поникли немного, и даже в окно расхотелось смотреть. Немцы вокруг делали вид, что ничего не заметили, но мы-то понимали, что очень сильно опарафинились.

Витшток встретил нас более приветливо. По перрону проходил прапорщик в авиационной форме и приглашал всех прибывших заменщиков в автобус. На привокзальной площади стоял наш родимый и незаменимый ПАЗик. На автобусе мы доехали до штаба авиационного корпуса. Здесь я распрощался со страшим лейтенантом, ему надо было в штаб полка, а мне в штаб корпуса. В корпусе также всё было просто и приветливо, даже можно сказать дружелюбно. Со мной поговорил какой-то полковник, рассказал, где можно переночевать, где поесть, а на завтра, сообщил он, запланирован борт (Ми-8) в Финов. Вот это везуха!!!

На следующий день я чуть ли не за час до вылета уже ждал вертолёт на стоянке прилетающих. Вертолёт прилетел вовремя и минут через 40 или чуть более мы были в Финове. Встретил меня аж сам зам. по ИАС. Он оказался человеком немногословным, задал мне несколько вопросов и отправил меня оформлять документы в строевой отдел и представляться командиру и замполиту. Жилья мне пока не дали, а поселился я в старом здании бывшего дежурного звена, увы без особых удобств.

Вот так и началась моя служба в новой для меня должности и в новом месте. Но через два месяца, в начале ноября, я был переведён из этого спиртоносного полка (МиГ-25), и слава Богу, как говорится, в Кётен. Так решил Главный по АВ, к которому я действительно потом еще раз съездил. Но это уже другая история.

--
Николай Степанов

Рекомендуем почитать