Найти в Дзене
13-й пилот

Читатели рассказывают. История от солдата-срочника. Один нелётный день на ближнем приводе.

Стандартная система захода на посадку. БПРМ-ближний приводной радиомаяк. Расположен в 1км от полосы (ВПП). ДПРМ-дальний приводной радиомаяк, 4 км от ВПП.
Схема из свободных источников.
Стандартная система захода на посадку. БПРМ-ближний приводной радиомаяк. Расположен в 1км от полосы (ВПП). ДПРМ-дальний приводной радиомаяк, 4 км от ВПП. Схема из свободных источников.

День заканчивался. Солнце ушло в сторону аэродрома, явно с целью завалиться за горизонт, оставив без света и тепла окрестности. Пришел из наряда Шурик. Узбек-напарник. Так-то его зовут Салахуддин, но решили, что Шурик – проще, да и он сам не против. На точке, приводной радиостанции в километре от торца ВПП нас двое солдат-срочников. Присматриваем за немаленьким домом, поддерживаем в рабочем состоянии вверенное оборудование – саму приводную станцию, маркерный радиомаяк, световой маяк КНС, дизель-электрический агрегат с преобразователем.

Вокруг леса да болота. Ближайшая деревня километрах в трех, ходим туда за почтой и в магазин. Такой поход называется самовольной отлучкой, наказывается соответственно, поэтому делать это надо с опаской и оглядкой.

Уже собирались спать ложиться, когда раздался стук в дверь. Переглянулись, кто это мог быть??

Откинул дрын, исполняющий роль запора – за дверью Ванька-цыган. Паренек лет 15. Бродяжничает со своей лошадкой, заглядывает иногда к нам. Попили чаю, поболтали – ушел.

Просыпаться тяжеловато – всю ночь гудел ветер, стучали о крышу дома антенные растяжки, хлопал брезент на КНСе. Такой ветер – редкость в этих местах, тревожит, спалось неспокойно, уснул ближе к утру, поэтому дал себе подремать еще минут десять.

Встал, оделся, взял на кухне ведро, пошел за водой. Цистерна врыта за домом, под антенным полем; раз в год пожарка привозит питьевой воды. Подошел к ней и выругался: мачта антенны – зонта сломана: стеклопластиковый изолятор, разделяющий нижнее колено, лопнул; сама антенна рухнула, хорошо, не на постройки.

Антенна БПРМ. Фото из свободных источников.
Антенна БПРМ. Фото из свободных источников.

Сегодня идти в часть за продуктами на полмесяца; значит, надо выйти пораньше, чтобы до развода прапорщика Чискидова поставить в известность. Пусть решает, что делать, на то он и начальник.

Чискидова встретил у ворот аэродрома. Решать что-либо он отказался, радостно сообщив, что заступает сегодня в караул, и проблемы объекта его, в связи с этим, не волнуют. Рекомендовал обратиться к командиру взвода.

Комвзвода, так комвзвода, мое дело маленькое. Нашел старшего лейтенанта Николаева, доложил.

Пошел в штаб за накладными, потом отправился их отоваривать. Надо торопиться, успеть вернуться на привод к обеду – Шурику снова в наряд. Забил рюкзаки продуктами. С одной стороны, процесс приятный, снова некоторое время будем вкусно питаться – тушенка, рыбные консервы, сливочное масло, яйца и сахар - это завскладом отпускает по накладной. Крупы, растительное масло и овощи – сколько унесешь. За банку рыбных консервов хлеборезу с хлебом у нас проблем нет. Тем более, сами их не едим. Когда были в масле – еще куда ни шло. В томатном соусе – приелись.

С другой стороны, все это тащить на себе семь километров – то еще удовольствие. Один вещмешок сзади, другой – на груди. И два в руках. Ладно, дело привычное.

Повезет – попадется попутка, подбросят аэродромщики до ЦЗ, а то и до самого СКП, а там уже рукой подать – километр по тропке среди болота.

Повезло – прожектор ехал на СКП. Ян, водитель тормознул, подождал, пока я забросил мешки в кузов и забрался сам, доставил с ветерком. Теперь надо, не мозоля глаза начальству, шустрее миновать СКП, и я уже почти дома.

Метров за сто до точки с удивлением увидел, что у нас гости. С удивлением потому, что Николаев перечислил штук пять резонов, по которым устранение проблемы с нашей антенной затянется как минимум, на неделю, и сегодня этим уж точно заниматься никто не будет.

Ага, никто. Весь цвет связистов, все офицеры тут, с незнакомым прапорщиком – хозяином десятилитровой канистры массандры. Вчера прилетели соседские МИГ-25; по этому случаю аэродром гулял, разжившись у гостей разбавленным спиртом, слитым с истребителей. А благовидный предлог отбыть в леса как бы для ремонта матчасти оказался как нельзя кстати. Судя по состоянию, отдыхали они тут как минимум, пару часов. Уже хорошо навеселе, дым коромыслом, расписали не одну пулю. Делом заняться никто даже и не подумал.

Подошел к капитану Девяткину – он выглядел самым трезвым, пошли с ним оценивать ущерб. Все цело, за исключением изолирующего колена. Оно явно под замену. Сели с Девяткиным в ЗИЛ-157, поехали по объектам – искать подходящее колено.

Из всего взвода связи Девяткин – самый компетентный. Худощавый, жилистый, среднего роста. До нашей части служил где-то под Моршанском. Во взводе старше по званию всех, в том числе и своего командира. Старается не определяться, но бухает, судя по всему, регулярно. Видимо, поэтому и застрял в начальниках РСП.

На РСП осмотрели все закрома, на ближнем и дальнем старте – ничего похожего на нужную деталь не нашли. Забрали обычное, дюралевое, поехали обратно, на привод.

По пути прикинул, предложил выход из положения: трехзубое основание антенны упереть зубцами же в три фарфоровых обычных изолятора, какие используют при прокладке воздушных линий электропередач, и которых на объекте было в изобилии – на них же крепили и противовесы антенны. Изоляторы можно для устойчивости вмуровать в бетонную площадку, на которой стояла мачта. От снега придется чистить регулярно, но это беда небольшая. Девяткину идея понравилась; я по приезду приступил к ее реализации: развел раствор, благо цемента и песка в достатке, примерил зубцы основания, зубилом выбил в бетоне небольшие углубления для изоляторов, сбрызнул площадку водой, примостил туда фарфоровые стаканы головками вниз и обложил раствором. Пока он застынет, мачту можно поставить чуть в стороне. На сухом бетоне, острыми зубцами – контакт слабый, работать должно.

Заменил колено.

Тем временем расслабленная атмосфера гулянки сменилась суетой. Позвонили с дальнего старта – пропал ПНБ. ПНБ – это бинокль, только увеличенный в размерах (точнее, помесь бинокля и станкового пулемета), ну и, соответственно, в весе. Килограмм эдак до пятидесяти. Использовался у нас для наблюдения заходящих на посадку самолетов. Боец в отдельной конурке на скате СКП, обращенном в противоположную взлету сторону смотрел через этот бинокль, после чего докладывал руководителю полетов, выпущены ли закрылки и шасси. Прибор ставится на учет по номеру, аналогично оружию и не подлежит списанию на месте. Пришедший в негодность отправляется для замены куда-то «наверх».

ПНБ-1 Фото из свободных источников.
ПНБ-1 Фото из свободных источников.

Летом мы, поднатужась, вытаскивали «трубу» на самый верх холмика СКП и оттуда разглядывали город. И вот эта «труба» исчезла. Куда, как и зачем – непонятно. Пропажа ПНБ сродни пропаже оружия, поэтому суматоха поднялась нешуточная. «Гости», кроме капитана и прапорщика Андриянова, погрузились в КУНГ стопятьдесятседьмого и укатили в деревню, искать следы пропажи. Шурик ушел в часть – готовиться к очередному наряду. Оставшимся предстояло довершить начатое. Что оказалось делом непростым для троих (причем двое еще и подшофе). При развертывании антенны у основания мачты специальным кронштейном крепят трубу, перпендикулярно мачте. Используя ее, как рычаг, мачту поднимают. При этом необходимо следить, чтобы рычаг не завалился набок, и чтобы мачту не повело в сторону. Как минимум, нужен для успеха дела расчет из четырех человек. Желательно трезвых.

Минут пятнадцать, так и эдак, мы тянули тросики растяжек, пытаясь перевести мачту из горизонтального положения в вертикальное. Впустую. Вектор силы прикладывался вдоль мачты, что было в корне неправильно. Даже подняв ее, где-то в середине, насколько хватало рук Андриянову (а ростом его природа не обидела), не удавалось обеспечить угол наклона, достаточный для подъема.

В конце концов, этот мартышкин труд начальству надоел; оба устроились у окна, наблюдать мои потуги.

Ясно было, что потяни верхушку мачты вертикально вверх – она встанет легко и непринужденно. Но вертолета у меня в наличии нет. Даже понимая это, невольно обращал свой взор к небу, раз за разом. Пока он (взор) не зацепился за торчащий из крыши дома гвоздь, из тех, что удерживали на ней шифер. Гвоздь!! Забросить на крышу тросик растяжки так, чтобы он обогнул гвоздь сверху, было делом пары минут. Потянул, и вуаля – антенна пошла вверх! Даже не понадобилось приподнимать ее верхушку. Подоспевшие Андриянов с Девяткиным придержали ее боковыми растяжками, потом закрепили окончательно, и – готово! Уфф. Завтра-послезавтра переместить основание в изоляторы и можно работать.

Андриянова к этому времени развезло. Он ходил за капитаном и канючил сигареты. До прапорщика по пьяни не доходило, что сигарет нет, и это бесило Девяткина.

- Убери его от меня, не то я за себя не ручаюсь!!

Я в сторонке занимался повседневными делами, игнорируя агрессивные призывы.

В конце концов терпение Девяткина лопнуло: «Поищи бычки по нычкам» - обратился он ко мне.

На объекте у нас не курили. Ни мы с Шуриком, ни Чискидов. Соответственно, сигарет не было. Надежда только, что завалился куда-то в укромное место окурок от предыдущих «экипажей». Снял крышки с кабельных каналов. Так и есть. Добыча – пара хороших окурков и один, когда-то подмоченный. Все найденное предъявил капитану. Я ожидал, что он отдаст бычки Андриянову, чтобы тот, наконец, отстал. Но нет. Оторвав фильтр, Девяткин закурил сам. Внутренне поржав, я опять занялся повседневкой, стараясь, согласно солдатской заповеди, от начальства держаться подальше.

Солнце уже клонилось к горизонту, когда приехал ЗИЛ с гоп-компанией. Выгрузили лыка не вяжущего Новикова. Точнее, он просто выпал из КУНГа. Слышал, как Николаев рассказывал Девяткину результаты поездки. Они проехали в деревню, оставили там Новикова с канистрой для «следственных действий», а сами покатили на дальний привод- возможно, там кто-то мог что видеть. На дальнем никакой полезной информации получено не было, и вернувшись в деревню, нашли там никакущего Новикова с пустой канистрой. На вопрос: «Где спирт, Витя??» тот заплетающимся языком ответил, что выпил пару кружечек, и канистра пустая…

Этот «подвиг» Новикова еще долго пересказывался по гарнизону, как легенда, а несколько месяцев спустя пришедший к нам в гости деревенский парнишка рассказал, что слил из канистры две трехлитровые банки «массандры», пока Новиков вышел проводить остальных.

Вообще, подобных историй про Новикова было немало. В части за глаза его звали Карась или Колобок. Однажды позвонил, видимо, кем-то разыгранный новичок: «Мне нужен прапорщик Карасев.»

Новиков, поморщившись: «Слушаю, Новиков». «Нет, мне нужен прапорщик Карасев» - упрямствует абонент. Новиков багровеет, видя реакцию окружающих (разговор по громкой слышен всем): «Да Карась я, Карась, чего надо???».

Невысокого роста, полный с вечно красным лицом, он частенько попадал в разные комичные ситуации. Как-то, будучи дежурным по аэродрому, он получил информацию, что через час планируется вылет разведчика погоды. Полосу сушили две тепловушки ТМ-59 (тепловушка – колесный трактор с реактивным двигателем и цистерной керосина. Использовались для осушения ВПП – удаления луж в теплое время года или ледяных «блюдец» на их месте зимой, а попутно «подметания» полосы реактивной струей). Новиков вышел на полосу, дождался, когда тепловушки подъедут к нему, объяснил солдатам, что сейчас начнутся полеты и наказал ехать по бетонке мимо Ближнего Старта к РСП. Сам пошел к локаторам напрямую, через «газон». Ребята, управлявшие чудо-машинами, от постоянного реактивного рева были туги на ухо, шлемофоны с наушниками заглушали шум только частично. Один тракторист все понял правильно, сел в тепловушку и поехал, как было сказано. Второй же покатил в противоположную сторону.

Тепловушка на зимнем аэродроме. Фото из свободных источников.
Тепловушка на зимнем аэродроме. Фото из свободных источников.

ВПП аэродрома имеет горб в центре. Поэтому боец со своего места не видел, что с рулежки уже свернул на полосу истребитель и готовится ко взлету. Со своего места обзора полосы не было и у РП. Ну а пилот на взлете вообще видит впереди только нос своего самолета. Как потом рассказывал сам Новиков, обернулся, и фуражка на его лысой голове встала дыбом: самолет на стартовой позиции уже опробует рули, а ему навстречу по ВПП катит тепловушка! Орать, махать руками бесполезно. В этой ситуации коротконогий Колобок умудрился догнать и обогнать!! трактор и жестами увести его на обочину ВПП. Едва успел это сделать, как мимо с ревом пронесся СУ-15 на взлет…

Поскольку экспедиция вернулась ни с чем, в гарнизон возвращаться у нее резонов не было – разнос получать от командиров никто не хотел, а запасы «горючего» иссякли волшебным образом, «гости» увивались за Девяткиным, что-то у него выпрашивая, к, мягко говоря, неудовольствию капитана. Улучив момент, он подозвал меня, вынул из своего планшета бутылку плодово-ягодного: «На, спрячь куда подальше. У жены сегодня день рождения, а эти архаровцы не успокоятся, пока не выцыганят!».

Рекомендуем почитать
1975-Один день из моей армейской жизни...
Петр Евсегнеев ГЛАВА ИЗ РОМАНА "ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ОДНОЙ ШИНЕЛИ".. .. В школу я пошел в 8 лет - не со своим годом. Просто в деревне родители рассуждали практично - отучился 8 классов, и если есть у тебя тяга к знаниям, то продолжай учебу дальше - техникум или институт. Если "дуб как дерево" или "в одном месте не кругло", то в свои 16 лет иди работай - навоз вилами в колхозе кидать или в лесхозе лес валить - может до армии хоть немного поумнеешь! Брежнев в 1968 году изменил сроки призыва! И у меня в запасе...
Байки. Третий караул. Где усы?
Владимир Рукосуев Третий караул был сержантским. Так назывались выездные караулы отдаленных объектов не более двух постов, начальником которых назначался сержант. Тут уж без панибратства и мелких отклонений в несении службы никак.    Охраняли технический парк в пяти километрах от части, в котором механики несли основную службу по обслуживанию парка НЗ. Родной дом, можно сказать, где знакомы все лазейки и укромные места.    С вечера смену привозили на машине в сопровождении помощника дежурного по части который снимал с караула отслуживший наряд и ставил свежий...
Здоровый сон на боевом посту...
1. Avtoprostor рассказал: "На втором году службы пошёл помначкараула № 1. Начкар старлей всю ночь спит, как младенец. Время смены караула как раз той «золотой» смены с 3 до 5 ночи… Разводящего оставил в караулке, сам повёл смену меняться, заодно и проверить, на пост № 1 в штабе у знамени части. Заходим в штаб, дневальный по штабу спит, да и дежурный офицер, наверняка тоже. Идём дальше… тишина, вернее нет лёгкое такое посапывание с прихрюкиванием… Картина маслом!!! Автоматик аккуратно приставлен к стеклянному шкафу со знаменем...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты