Продолжая публикацию статьи «Как в России уголь добывали», представляю вашему вниманию страницы из книги Е. Колодуба «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках» с попыткой сохранения авторского стиля и адаптацией к современному чтению.
Мы подошли к ознакомлению одной из основных подземных профессий - проходчик. А начало материала читайте в статьях: Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих.; Как в России уголь добывали. Проходка шахты.; Как в России уголь добывали. Запальщик.
Е. Колодуб «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках»
Проходчик шахт. – Бурильщик.
Работа проходчиков по углублению шахты несложна и крайне однообразно, в особенности при твердых породах. Требуется только выполнения некоторых предосторожностей. Например, не следует начинать шахту раньше, чем будет заготовлено несколько сажен сруба, иначе стены выкопанной, но незакрепленный шахты могут обрушиться. При этом, конечно, могут пострадать проходчики. Кроме того, осложниться работа по вставки сруба. А если проходимая порода содержится хотя незначительное количество воды, то часто бывает уже невозможно без особых затрат средств и времени укрепить обрушившиеся стены. В таких случаях предпочитают начать новую шахту в другом месте, обрушившуюся засыпать.
Старые проходчики признают работу более удобной в породах крепких, а проходка мягких пород, в особенности водянистых песчанистых глин, считается ими крайне неудобной. Подошва в таких шахтах вязкая и, чтобы ноги рабочих не вязли в топкой грязи, приходится класть куски досок, стоя на которых только и можно свободно грузить в бадьи добываемую породу. Лопаты, ломы и молотки при работе в таких шахтах делаются скользкими от налипшей мокрой глины. При малейшем замедление крепления, из-за сруба вываливаются размягчённые водой куски породы и тогда ещё для продолжения работы по углублению, требуется особое искусство, чтобы удержать обрушение породы за срубом шахты.
В таких случаях применяется колья, вбиваемые в зазоры между венцами сруба и клинья с соломой. Сруб уже удерживается не на обчинных (прим. верхняя рама на поверхности земли), запускаемых длинными концами в лунки (углубления в стенах шахты), а звено за звеном, подвешивается железными скобками к верхним звеньям, прочно укрепленным в более твердых вышележащих породах.
Крепление шахты с подвешиванием звеньев труба скобками называется вставкой сруба с подводкой.
Проходка слишком плывучих пород требует особого умения и искусства. Для проходки шахт в таких породах обыкновенные проходчики не годятся, а требуются специалисты, обладающие большим навыком, и ведение работ производится по заранее обдуманным проектам.
При проходке шахт в породах крепких работа не менее сложная. Под ногами твёрдая почва, нет вязкой грязи, и твердые камни взрываются динамитом. Следует только чаще смотреть по отвесу, чтобы не искривить стены шахты и таким образом не испортить дорогую и трудную работу.
Не всегда успешность работы одинакова.
При проходке шахт для выработки каменного угля и антрацита почти всегда приходится проходить песчаники разной крепости, сланцы глинистые, углистые и реже известняки. Самая удобная работа по сланцу. Бурится эта порода легко и взрывается большими массами. Кроме того, сланцы в своих толщах почти не содержат воды. Другое дело углублять шахту по крепкому песчаник, называемому проходчиками дикарём.
Работа в дикаре значительно осложняется затратой времени на бурение. В шахту непрерывно спускаются стальные буры целыми десятками. Требуется даже особые носильщики буров, обязанности которых - постоянно доставлять в кузню возвращаемые из шахты для починки буры и затем отсылать их бурильщиком обратно.
Взрыв динамита в такой породе делает только небольшие углубления и оторвавшиеся куски с большой силой подбрасываются на значительную высоту, разбивая в шахте все лестничные и насосные приспособления.
Нередко можно наблюдать, как взрывом выбрасываются камни глубиной свыше 20 сажень.
При выдаче из шахты породы, никогда не следует грузить бадью доверху в уровень с краями. Иначе во время движения при подъёме и при подъёме на поверхность, некоторые куски могут свалиться обратно в шахту.
Лучше посылать бадью недогруженной.
Крепление шахт и устройство различных приспособлений по глубине шахты для установки лестниц, водоотливных паровых труб и насосных шланг производиться особыми плотниками-шахтёрами.
Работа плотников сопряжена с большими опасностями. Плотники спускаются в бадье до места, в котором производиться укладка каких-либо балок или обшивка досками сруба и отделений шахты и часто производят работу, сидя в бадье на весу, или же стоя на временных подмостках, устроенных иногда на высоте десятков сажен над углублённой шахтой.
Все такие работы требуют от плотников необычайной ловкости. Малейшая неосторожность повлечёт за собой падение.
Во время плотничных работ нельзя допускать каких-либо работ на дне шахты, так как на головы работающих там может упасть инструмент плотника или кусок дерева.
Прежде чем садиться в бадью для спуска, плотник должен твёрдо повторить с бадейщиком установленные сигналы. Спускаться в шахту без твёрдого знания сигналов крайне опасно. Неправильно поданный сигнал может стоить жизни сидящим в бадье людям.
Один такой случай я расскажу.
При спуске в шахту, затопленную на значительную глубину водой, рабочие, вместо установленного сигнала «стоп», дали сигнал «отдать в низ». – Бадья погрузилась в воду и все находившиеся в ней утонули.
От шахтёров-плотников требуется особая добросовестность при выполнении работы. Всякая крепь, всякая перекладина укладываются на долго; осмотр и испытание прочности всех приспособлений в шахте затруднены, а поломки приспособлений грозят большими опасностями для спускающихся в шахту, особенно для плотников и слесарей, принуждённых производить ремонт этих сооружений.
Например, положена какая-нибудь балка. Концы её не пропустили в лунки, сделанные в стенах шахты, или в срубе, а просто подвесили на костылях и или клиньях. Если на такой балке будут основаны насосные приспособления или какой-либо временный полок, то всё это рано или поздно сорвётся и погубит рабочих.
Чтобы успешнее и безопаснее выполнять работы по устройству разных сооружений в шахте, плотники, прежде чем производить саму работу, должны спуститься в шахту, осмотреть место предстоящей работы, всё основательно вымерить и затем на поверхности заготовить всё, что необходимо.
При спуске в шахту на бадье как плотников, так и других рабочих требуется особая предусмотрительность и осторожность.
Во время движения в низ надо уметь хорошо управлять бадьёй. Опускаться лучше всего вдвоём. Сохраняется равновесие бадьи и при не правильных её колебаниях спускающие со всех сторон предупреждают свободными руками и ногами толчки бадьи о стены шахты, чтобы бадья не зацепилась за что-либо. Для этого рабочие садятся обыкновенно на края бадьи верхом, так чтобы одна нога была в бадье, а другая снаружи. Одной рукой обхватывают канат и в этой же руке держат зажжённую лампу. Другая рука остаётся свободной для сигналов и предупреждения толчков.
Подниматься из шахты в бадье менее опасно, так как поднимающиеся могут вперёд видеть опасные места, которые бадья должна пройти.
Прежде, чем спускаться в шахту, в которой долго не производилось работ, и никто не знает, есть ли там свежий воздух, необходимо раньше спустить зажжённую лампу. Если огонь при спускании лампы тухнет, людям спускаться в шахту не следует.
От недостатка свежего воздуха в шахте, рабочие быстро умирают, почти не заметно даже для их собственного самосознания.
Освежить шахту с испорченным воздухом не трудно. Стоит, например, только влить туда несколько бадей воды с поверхности. Водой часто пользуются и для очистки шахт от газов после динамитных взрывов.
Заканчивая перечень неудобств и затруднений, с которыми приходится считаться рабочим при проходке шахты, я должен указать ещё и на то обстоятельство, что рабочие почти всегда принуждены работать под капежами воды, выделяемой слоями водоносных пород, прорезанной шахтой. Капежи эти иногда имеют характер ливней и падают с таким шумом, что рабочие лишены возможности переговариваться между собой. Шум воды совершенно заглушает человеческий голос.
Вода, выделяемая стенами шахты, обыкновенно, очень холодная. Поэтому рабочие должны одеваться в кожаные бурки и такие же, с большими полями шляпы. Чтобы сохранить огонь в лампочках, имеющихся у каждого рабочего, их прикрывают зонтами из кровельного железа.
Подготовка к добыче антрацита.
Когда шахта углублена до пласта, предназначенного к выработке, рабочие показывают первые добытые из этого пласта куски угля хозяевам и распорядителям работ за известный выкуп. Чтобы увидеть добытый вновь уголь, необходимо, по установившемуся обычаю, выдать рабочим на чай.
День благоприятного окончания столь трудной и опасной работы, как проходка шахты, отмечается в жизни угольного предприятия особенно торжественно. Над шахтой вывешивают национальный русский флаг, а за неимением его хоть кусок цветного коленкора. Приглашают священника, и служится благодарственный молебен. Все рабочие получают обильное угощение и подарки, преимущественно рубахи и другие принадлежности незатейливого шахтёрского костюма.
Углублением шахты до пласта работа по проходке шахты закончена ещё не вполне. Необходимо ещё углубить на одну или две сажени ниже пласта колодец, куда бы собиралась вода из стен шахты и из будущих выработок в пласте.
Одновременно с углублением колодца приступают к работе зарубщики и ходовщики, которые производят первые зарубки по пласту и первые обрывки кровли или подошвы пласта для устройства камер, через которые устанавливается сообщение всех подземных выработок с шахтой.