Blender очень уж удивительная программа. Мне стала интересна история ее развития. И создания, конечно, тоже.
_ _ _ _ _ _ _
Как появился Blender двадцать лет назад ...
"Мне удалось найти самую старую резервную копию Blender, снимок первого кода, который я написал, чтобы начать новый проект для замены штатного инструмента "Traces".
Это началось в рождественские/новогодние праздники 1993 года, и первый код заработал примерно в день Нового года.
Резервная копия датируется 8 января 1994 года. Вы можете найти код для него здесь.
Первым делом я разработал систему "экрана" Blender, дизайн которой был основан на использовании только одного окна, с подразделениями внутри, чтобы назначить его различным редакторам. Каждая программа 2d/3d графики в то время открывала множество маленьких окон, что я находил утомительным и не оптимальным для хорошего рабочего процесса.
После праздников я оставил код там некоторое время, чтобы в июне 1994 года продолжить написание революционного формата файлов .blend в Blender, используя систему "DNA". В последующие месяцы я перенес много кода из старого Traces, в результате чего в ноябре 1994 года новое программное обеспечение стало нашим стандартным внутренним инструментом.
Судя по временным меткам (пустых) файлов blender.c и blender.h, я хотел бы отметить 20-й день рождения Blender 2 января 2014 года! С днем рождения Blender!"
-Ton-
27.12.2013 год
Перевод статьи создателя программы, Тона Роозендааля https://code.blender.org/2013/12/how-blender-started-twenty-years-ago/
_ _ _ _ _ _ _
1988
Тон Роозендаал становится со-основателем студии анимации NeoGeo, в Нидерландах. Студия очень быстро набирает обороты, и становится самой крупной студией 3D-анимации в своей стране, и одной из ведущих во всей Европе. Студия создавала интересные работы для крупных корпораций, например для Philips, которые были отмечены наградами. NeoGeo получила European Corporate Video Awards в 1993 и 1995 гг.
1995
Это время, когда Тон отвечает за художественное руководство проектами, и за разработку собственного программного обеспечения студии. В какой-то момент, после серьезного обдумывания, Тон Роозендаал понимает, что набор 3D-инструментов, с которым работает NeoGeo слишком громоздкий, сложен в поддержке, уже очень устарел, и вообще его было бы хорошо переделать заново с нуля.
В 1995 г. и началась новая серьезная разработка, которая постепенно вырастет в программу, известную нам сейчас как Blender.
Постепенно, улучшая и совершенствуя программу, Тон увидел, что Blender отлично подойдет не только как внутренний инструмент для студии, он станет прекрасным инструментом и для других художников, которые не работают в NeoGeo.
1998
И в 1998 году Тон Роозендаал основал новую компанию - Not a Number или NaN, специально для разработки и продвижения Blender. Эта новая компания стала частью NeoGeo, как дополнительный боковой проект. Тоном двигало желание создать небольшое, удобное, компактное, и кроссплатформенное (для всех операционных система) 3D-приложение, и распространять его бесплатно.
В то время программы для 3D-графики стоили тысячи долларов, и это была сумасшедшая идея. Но в NaN надеялись сделать доступными широкому кругу разных людей профессиональные возможности для 3D-моделирования и анимации.
1999, конференция SIGGRAPH
Конечно же, компания планировала предлагать и коммерческие продукты и услуги на основе Blender. И в 1999 году NaN становится участником SIGGRAPH, своей первой конференции, и представляет там Blender для широкого продвижения программы.
Blender на SIGGRAPH имел невероятный успех и вызвал огромный интерес посетителей, участников конференции, и представителей прессы. Blender стал хитом на конференции, разработчики увидели, что он интересен людям. И этот огромный интерес к программе подтвердил, что в Blender есть невероятный потенциал и его нужно развивать и разрабатывать дальше.
2000 год, финансирование и 250000 пользователей
После громкого успеха на SIGGRAPH, разработку Blender начали финансировать. 4 500 000 евро получили в NaN от венчурных капиталистов в начале 2000 года. Конечно же, с приходом такого большого количества денег, компания быстро развернулась, и наняла новых 50 сотрудников по всему миру.
Над Blender усиленно работали, и летом того же 2000 года вышел Blender 2.0. В программу добавили интеграцию игрового движка в 3D-приложение. И уже к концу года сайте NaN было зарегистрировано больше 250 000!!! Стремительный рост!
2001 год
Но только возможности NaN, желания и амбиции не подходили к реальной ситуации на рынке. Рост компании привел ее к перезапуску в апреле 2001 года, и работе с новыми инвесторами. А через полгода вышел первая коммерческая программа NaN -тот самый Blender Publisher.
Он был создан для интерактивной 3D-графики для веб-медиа, нового развивающегося тогда направления рынка. Но продажи пошли не очень хорошо, и новые инвесторы решили отказаться от работы с NaN...
2002, некоммерческая организация и рождение Blender с открытым исходным кодом
Закрытие означала и то, что Blender разрабатываться больше не будет... В текущей версии программы были явные недостатки - и сложная архитектура внутри программы, и недоработанные функции и нестандартный новый способ создания графического интерфейса.. Но все же, Blender уже обрел своих поклонников и почитателей.
Активная поддержка со стороны сообщества пользователей, и со стороны клиентов, которые купили Blender Publisher, явно показывала, что не стоит оставлять Blender на произвол судьбы, и Тон Роозендаал не мог его бросить.
Запуск еще одной компании с большой командой был очень нецелесообразен, и Тон создал новую организацию, некоммерческую, Blender Foundation, в марте 2002 года. Он искал способ продолжить разработку Blender, и продвигать его как проект с открытым исходным кодом, как проект, основанный на сообществе.
"Битва" за свободу Blender
Через 4 месяца, в июле 2002 года, Тон убедил инвесторов NaN согласиться на "ход конем", на новый уникальный план выпустить Blender с открытым исходным кодом.
Тогда Тон с группой добровольцев, в том числе с некоторыми бывшими сотрудниками NaN, запустил кампанию Free Blender (Свободный Blender) по сбору средств. Нужно было 100 000 евро, чтобы выкупить права на исходный код и права на интеллектуальную собственность у инвесторов. Только в этом случае можно было бы выпустить Blender для сообщества с открытым исходным кодом.
Ко всеобщему удивлению и радости, это получилось! Сообщество живо откликнулось, и 100 000 евро собрали всего за 7 недель!
В воскресенье, 13 октября 2002 года, Blender увидел свет по лиценции GNU GPL- свободным и бесплатным.
Разработка продолжается и сейчас под руководством команды добровольцев со всего мира, которой руководит создатель Blender Тоном Роозендаал.
Вот такая история)
_ _ _ _
Миссия Blender
И сейчас, как обозначено на официальном сайте:
..миссия Blender в том, чтобы дать лучшую в мире технологию 3D CG в руки художников в виде бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом.
Видение Blender
Потому что, по видению разработчиков:
...каждый должен иметь право создавать 3D-контент CG с бесплатными техническими и творческими средствами производства и свободным доступом к рынкам.