Маленькая жизнь. Рецензия

Нашумевший роман бла-бла-бла все и так уже знают о его неоднозначности и рассматриваемой тематике. На самом деле я в замешательстве и не представляю как начать говорить о нём. В блокноте непривычно много записей, но как это структурировано описать - вопрос. Ладно, попробуем.

Обложка выглядит вполне себе привлекательно и стильно
Обложка выглядит вполне себе привлекательно и стильно

Давайте сразу расставим все точки над i. Я не считаю “Маленькую жизнь” великим произведением. Впрочем, и плохим я его не считаю. На мой взгляд, самым верным определением будет “сломанный роман”. Проблема заключается в том, что он подобен главному персонажу (Джуду), то есть ломается он чуть ли не на протяжении всей книги. Многое работает не так как надо или не работает вовсе. Самое время обратиться к записям.

1) Чудовищно прописано введение персонажей. В меня просто плюют основными героями, не представляя, кто они, хотя бы кратко. Да, в последующем всё прояснится, причём очень постепенно, деталь за деталью. Но лично мне не хватало чуть большего пояснения, кто все эти люди, почему мне должно быть интересно, что вообще происходит. Это сделано настолько неправильно, что первое желание закончить чтение появляется после первых 3 страниц.

2) Язык. Он не то, чтобы плох. Он просто сломан. Он эмоционально нейтрален, и пытается не надрываясь говорить об очень ярких событиях и эмоциях. Местами это работает, а местами нет. К тому же лексика вызывает достаточно противоречивые чувства. На одной из первых страниц можно встретить сначала мат (он здесь есть, и не могу сказать, что без него нельзя было обойтись), а после такое по-детски наивное описание, как “какашечно-коричневый”. Использование более грубой формы, например, “дерьмово-коричневый” было бы уместнее. Вообще, создавалось ощущение, что меня осознанно не хотят пускать дальше 10-15 страницы.

3) Я пытался сравнивать “Маленькую жизнь” с другими книгами, и ни одно сравнение она не выдерживала. “Шантарам” мне казался поначалу таким же плохим романом как и обсуждаемое произведение, но там была динамика. “Дэниел Мартин” похожим по объёму характеристиками, я мучался из-за этого, но после прочтения я понял, что у Фаулза каждая страница романа работает, ничего нельзя убрать.

4) Статичные персонажи. Будем честны за время романа ни один из персонажей практически не изменился. Да, Джуд меняется к концу (но не всегда это выглядит естественно) и всё, но этого недостаточно. Алло, в книге с десяток иных тел, которые бы тоже неплохо развить, не просто раскрыть, а развить.

5) Чёрт, я бы с удовольствием больше узнал о жизни Джей-Би, но о нём катастрофически мало написано. О Малькольме написано ещё меньше, он по сути человек-функция, без которого книга может прожить спокойно, хотя мне как читателю было бы интересно покопаться в его голове. А его взяли и выбросили.

6) Жестокое обращение с главным героем работает как приём. Чего с ним только не делают на страницах. Вот только приём ужасного надлома не может быть эффективным вечно, поэтому ближе к середине на судьбу и трещины Джуда становится немного всё равно.

Но несмотря на это в книге есть кусок, который можно назвать хорошим романом. Начиная с Калеба, кончая финалом главы “Счастливые годы”, перед нами предстаёт очень добротный анализ молчания. Да, я считаю, что этот роман о молчании и его губительном действии на жизнь человека. Названный кусок работает почти на 100%, но при одном условии. Именно на моменте с Калебом я понял как правильно читать этот роман, а именно быстро, не застревая на деталях, потому что они играют незначительную роль. Поэтому почти 700-страничного монстра можно без потерь для смысла переработать в стандартный 300-страничный роман, который от плотности только выиграет.

Моё выражение лица в процессе чтения
Моё выражение лица в процессе чтения

Таким образом, “Маленькая жизнь” - хорошая книга о молчании, которая тонет в лишних деталях, лишнем плохо прописанном начале, деланно трагическом окончании, уводящих от основной проблематики - замалчивания собственных проблем, того, что делает с человеком нежелание говорить и приобретённая неспособность доверять (это актуально не только для жертв сексуального насилия, но для любой психологической проблемы). Стерильность и гиперболизация пытаются с переменным успехом играть на контрасте, и если читать быстро, то процессу эта борьба не мешает. Увы, хороший и острый роман сломан реализацией.

Если тебе понравилось мнение, поставь "палец вверх". Это очень мотивирует продолжать. Можешь ещё подписаться на канал.