Как устроена советская «пожарка» ПМЗМ-1 на шасси ЗИС-150П

1 November 2020

«Пожарная тема» на Московском автозаводе имени Сталина «завертелась» в конце 1950 года после соответствующего поручения Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР, а предпосылкой к тому стало обращение столичного Управления пожарной охраны о необходимости создания специальной модификации шасси под пожарные автомобили. И уже в 1951-м на заводе была налажена мелкосерийная сборка двух таких шасси: весной начали делать ЗИС-150П (4х2), а осенью – ЗИС-151П (6х6). У меня нет фотографии именно шасси ЗИС-150П, но есть фото более поздней модификации шасси под «пожарку» из более позднего семейства ЗИЛ-164. Думаю, его всё же будет уместно привести здесь в качестве примера:

Шасси ЗИЛ-164П под пожарные автомобили
Шасси ЗИЛ-164П под пожарные автомобили

На их основе совместными усилиями нескольких столичных предприятий и организаций (ПКБ УАРЗ, АРЗ № 6, артель «Котлотопстрой», завод «Аремкуз») был налажен выпуск трех моделей пожарных автомобилей. Сами автомобили назывались ПМЗМ-1, ПМЗМ-2 и ПМЗМ-3, а «аремкузовские» кузова для них обозначались как АКЗ-10, АКЗ-11 и АКЗ-13 соответственно. В нынешнем году силами организации «Военно-техническое общество» была отреставрирована «пожарка» ПМЗМ-1, небольшую экскурсию по которой мы сейчас и устроим.

Как правильно расшифровывается «ПМЗМ-1», я не знаю, но полагаю, что правильно – примерно так: «Пожарная машина ЗИС московская, первая модель». Поправьте, пожалуйста, если кто-то встречал В ДОКУМЕНТАХ иную интерпретацию
Как правильно расшифровывается «ПМЗМ-1», я не знаю, но полагаю, что правильно – примерно так: «Пожарная машина ЗИС московская, первая модель». Поправьте, пожалуйста, если кто-то встречал В ДОКУМЕНТАХ иную интерпретацию
Надо признать: машина удивительно красивой внешней формы!
Как правильно расшифровывается «ПМЗМ-1», я не знаю, но полагаю, что правильно – примерно так: «Пожарная машина ЗИС московская, первая модель». Поправьте, пожалуйста, если кто-то встречал В ДОКУМЕНТАХ иную интерпретацию

Первое, что сразу же бросается в глаза при взгляде на ПМЗМ-1 – это обилие хромированных деталей, благодаря которым машина выглядит невероятно нарядно: бампера, корпуса и ободки фар, подфарников и фонарей, молдинги, канты оконных уплотнителей, дверные ручки и прочая кузовная фурнитура – всё на солнце «горит огнём»! Да, о снижении себестоимости пожарных автомобилей в Союзе тогда явно не задумывались. Не было на них эффективных менеджеров… )) А при более внимательном взгляде можно заметить, что оперение передка у «пожарки» отличается от обычного грузовика ЗИС-150: это касается и бампера, и облицовки радиатора, которую поменяли из-за необходимости поставить жалюзи и заодно улучшить охлаждение двигателя, работающего при тушении пожара на максимальных оборотах на неподвижном автомобиле.

Облицовка радиатора у пожарного шасси ЗИС-150П совсем не такая, как на ЗИС-150
Облицовка радиатора у пожарного шасси ЗИС-150П совсем не такая, как на ЗИС-150
Корпуса фар – хромированные…
Облицовка радиатора у пожарного шасси ЗИС-150П совсем не такая, как на ЗИС-150
… равно как и бампера, молдинги, ободки фонарей и другая кузовная фурнитура
Облицовка радиатора у пожарного шасси ЗИС-150П совсем не такая, как на ЗИС-150

Настоящий артефакт – сохранившаяся заводская табличка! На грузовиках ЗИС-150 она крепилась на лонжероне рамы прямо на улице и потому очень быстро приходила в непотребное состояние.

Как устроена советская «пожарка» ПМЗМ-1 на шасси ЗИС-150П

Под капотом – рядная карбюраторная «шестерка» объемом 5555 «кубиков». На обычном грузовике ЗИС-150 она называлась ЗИС-120 и развивала 90 сил, а на «пожарку» ставили форсированную до 110 л.с. версию ЗИС-120П. Родной мотор, конечно, столько лет не прожил. Однако до сих пор еще возможно купить с хранения новый 6-цилиндровый зиловский мотор более позднего выпуска, что и было сделано в данном случае. Благо, визуально они практически одинаковы (но маркировка, конечно, на отливке блока цилиндров уже другая). Сильнее бросается в глаза отсутствие экранированного электрооборудования, которое полагалось пожарному шасси с завода из-за последующей комплектации машины радиостанцией. Однако в эксплуатации оно было довольно капризным, поэтому от него порой избавлялись. Вот и на этой «пожарке» экранировка до наших дней не дожила.

В моторном отсеке – новый движок ЗИЛ-120 с хранения. Явное визуальное отличие от правильного для этой машины ЗИС-120П – только в отсутствии экранированной системы электрооборудования (если вдаваться в другие детали – у ЗИС-120П иная головка блока и иная форма поддона картера из-за разницы в конструкции маслонасоса, но в данном ракурсе этого все равно не видно)
В моторном отсеке – новый движок ЗИЛ-120 с хранения. Явное визуальное отличие от правильного для этой машины ЗИС-120П – только в отсутствии экранированной системы электрооборудования (если вдаваться в другие детали – у ЗИС-120П иная головка блока и иная форма поддона картера из-за разницы в конструкции маслонасоса, но в данном ракурсе этого все равно не видно)
На отливке блока цилиндров хорошо виден логотип «ЗИЛ», то есть мотор выпущен уже после лета 1956 года
В моторном отсеке – новый движок ЗИЛ-120 с хранения. Явное визуальное отличие от правильного для этой машины ЗИС-120П – только в отсутствии экранированной системы электрооборудования (если вдаваться в другие детали – у ЗИС-120П иная головка блока и иная форма поддона картера из-за разницы в конструкции маслонасоса, но в данном ракурсе этого все равно не видно)
Моторный щит кабины со стороны двигателя сохранял «зисовский» зеленый цвет, не подвергаясь перекраске на «Аремкузе»
В моторном отсеке – новый движок ЗИЛ-120 с хранения. Явное визуальное отличие от правильного для этой машины ЗИС-120П – только в отсутствии экранированной системы электрооборудования (если вдаваться в другие детали – у ЗИС-120П иная головка блока и иная форма поддона картера из-за разницы в конструкции маслонасоса, но в данном ракурсе этого все равно не видно)

Интересно, что кабина и кузов у «пожарки» окрашены в четыре разных цвета. Темно-зеленый цвет на моторном щите кабины со стороны двигателя оставался после покраски кабины на Московском автозаводе. А уже после сборки «пожарки» на заводе «Аремкуз» ее кабину обливали в красный цвет снаружи и в песочный изнутри, а кузов – в красный и серо-голубой соответственно. Правда, я очень сомневаюсь, что боковинки капота изнутри тоже перекрашивались именно в красный цвет, как это сделано на отреставрированной машине, поскольку эта технологическая операция не очень хорошо уживается с понятием серийности. Но как было на самом деле – не знаю.

Изнутри кабина окрашена в песочный цвет
Изнутри кабина окрашена в песочный цвет
Восстановленная «пожарка» имеет в основе шасси 1953 года выпуска, а потому в ее кабине уже стоит щиток приборов «нового образца» (с приборами в отдельных круглых корпусах вместо единой прямоугольной комбинации приборов, выполненной с оглядкой на американские грузовики военного времени)
Изнутри кабина окрашена в песочный цвет
Если посмотреть на потолок, хорошо видно, что каркас крыши выполнен из дерева, а из металла сделана лишь рамка ветрового стекла
Изнутри кабина окрашена в песочный цвет
Над подножками кабины предусмотрены два ящика для размещения шоферского и шанцевого инструмента
Изнутри кабина окрашена в песочный цвет
Видите петли над водительской половинкой ветрового стекла? Ее можно было поднять для лучшей вентиляции кабины в жару и для удобства езды по пыльным дорогам: когда пыль начинала «стоять столбом» в кабине, набегающий воздух сдувал ее от водителя, и тот мог нормально видеть дорогу
Изнутри кабина окрашена в песочный цвет

В силу того, что на рубеже 1940-х и 1950-х «Аремкуз» специализировался на выпуске деревометаллических автобусных кузовов, то и кузова «пожарок» там спроектировали по тому же принципу: с каркасом из дерева, который обшивали стальными листами снаружи и фанерой изнутри. Деревянные детали каркаса крыши прекрасно видны невооруженным взглядом, если посмотреть на потолок кабины.

Задние двери имеют деревянный каркас и оснащены стеклоподъемниками
Задние двери имеют деревянный каркас и оснащены стеклоподъемниками
На деревянных лавках в заднем отсеке кабины размещаются 8 человек. Под ними – ящики для амуниции
Задние двери имеют деревянный каркас и оснащены стеклоподъемниками

Если бы ПМЗМ-1 выпускали сегодня, то для управления ею водителю потребовалась бы открытая категория «D» в «правах», поскольку в ее кабине имеется аж 11 посадочных мест. Да это ж практически автобус! Трое человек, включая водителя, размещаются на передних зисовских сиденьях. А в заднем отсеке с собственными дверьми по обеим сторонам кабины расположены две деревянные лавки, на которых лицом друг к другу могут сидеть еще восемь бойцов пожарного расчета. «Подушки» лавок (при их мягкости это слово уместно писать только в кавычках) сделаны откидными, открывая доступ к ящикам для амуниции. А теперь пора посмотреть, как устроен кузов. Самый главный элемент этой «пожарки» – центробежный насос ПН-40 с подачей до 40 литров воды в секунду под давлением до 8 атмосфер. Прячется он в последнем отсеке кузова за двухстворчатой дверью в задней стенке и приводится отдельным карданным валом от коробки отбора мощности.

В последнем отсеке кузова спрятан насос ПН-40. Полка над ним – для укладки выкидных рукавов
В последнем отсеке кузова спрятан насос ПН-40. Полка над ним – для укладки выкидных рукавов
Управление насосом выведено на три рычага в этом же отсеке: один из них соединен с педалью газа, другой – с педалью сцепления, а еще один отвечает за переключение коробки отбора мощности
В последнем отсеке кузова спрятан насос ПН-40. Полка над ним – для укладки выкидных рукавов
Год выпуска на насосе пробит 1953 – то есть это действительно родной агрегат этой машины
В последнем отсеке кузова спрятан насос ПН-40. Полка над ним – для укладки выкидных рукавов

Водяного бака на ПМЗМ-1 нет, на борту предусмотрен лишь 350-литровый бак для пенообразователя, смонтированный в центральной части кузова. А по боковым сторонам кузова, за отдельными дверцами, предусмотрены изолированные отсеки для пожарно-технического вооружения. В галерее ниже покажем, что скрывается за каждой из дверей и на крыше.

Все три отсека по левой стороне
Все три отсека по левой стороне
Первый отсек с правой стороны
Все три отсека по левой стороне
Второй отсек с правой стороны
Все три отсека по левой стороне
Третий отсек с правой стороны
Все три отсека по левой стороне
На крыше сейчас расположены только два пенала для размещения всасывающих рукавов. Но сами пеналы не аутентичные, от «пожарок» более поздних моделей. Тут же должны быть кронштейны для крепления лестницы-«трехколенки», штурмовой лестницы, багра и лафетного ствола, но эти элементы на машине утрачены
Все три отсека по левой стороне

Что в итоге? Да, комплектность автомобиля не 100-процентная. Однако членами Военно-технического общества проделан огромный путь по возращению раритета на «этот свет», и теперь он уже способен украсить собой любое торжественное мероприятие, став настоящим «магнитом» для его посетителей. А недостающее оригинальное пожарное оборудование смонтировать на машину будет совсем несложно, если это самое оборудование, в конце концов, всё-таки удастся где-нибудь разыскать. А у вас, случайно, оно нигде не завалялось в закромах? ))

P.S. И пользуясь случаем: нам очень нужен газоструй на советскую «пожарку» АЦ-30(66-11) модели 184А. Если у вас он есть, и вы не против расстаться с ним за небольшое вознаграждение – напишите нам, пожалуйста! Речь идет вот об этой машине:

Как устроена советская «пожарка» ПМЗМ-1 на шасси ЗИС-150П