Ан-178: последняя попытка.

26 December 2019
35k full reads
4 min.
59k story viewsUnique page visitors
35k read the story to the endThat's 59% of the total page views
4 minutes — average reading time

Всем зашедшим - привет! Сегодня хотелось бы рассказать о последней попытке Украины создать свой средний транспортный самолет. Итак, герой сегодняшнего рассказа - Ан-178.

Кстати, мои рассказы про различные Украинские самолеты постсоветского периода можно найти здесь:
Ан-70: долгий путь в никуда...
Ан-148: на чем сейчас могла бы летать Украина?
Ан-74 ТК-300Д: бизнес-джет по-украински.
Ан-132: есть ли надежда?
Кабина и грузовой отсек Ан-178.

Во времена СССР на Украине процветала авиационная промышленность. Именно тогда в стенах Антоновского КБ были разработаны такие самолеты, как Ан-2, Ан-24 и т.д. Их всех объединяло одно - эти самолеты были нужны и использовались повсеместно. Завод процветал - выпускались новые самолеты, производился ремонт старых. Распад СССР сильно повлиял на Украинскую авиационную отрасль, возрождение которой началось только в 2000-х. При этом важно отметить, что проекты, разрабатываемые в то время - Ан-148, Ан-70 - разрабатывались совместно Россией и Украиной. Однако, после событий 2014 года все сотрудничество прекратилось, и авиационная отрасль на Украине практически умерла. К сожалению, для её возрождения делается крайне мало. Даже ремонтные заводы не работают - из-за отсутствия Российских запчастей, аналогов которым на Украине нет.

Завод "Антонов" сейчас. Печальное зрелище...

Итак, история Ан-178 начинается в КБ Антонова в 2010 году. К этому времени уже созданы самолеты Ан-148 и Ан-158, так что в нише пассажирских самолётов какой-никакой, прогресс у "Антонова" есть. С грузовой авиацией всё печальнее: самый современный на тот момент представитель грузовых "Анов" - Ан-32 - уже сильно устарел. Стоит отметить, что проект Ан-70, создававшийся с нуля, в этот момент находится на грани срыва. А замена устаревшим Ан-12, Ан-26 и Ан-32 требуется срочно, и для ускорения процесса конструкторы решают взять уже летающий пассажирский самолёт и переработать его в грузовой. Особого разнообразия в выборе планера не было - за основу будущего транспортника был взят Ан-158. Разработка шла достаточно быстро, и первый самолёт был построен к 2014 году.

Выкатка Ан-178

По своим характеристикам Ан-158 превосходит Ан-12: крейсерская скорость возросла до 825 км/ч, грузоподъемность - до 20 тонн. Так же возросли высота и дальность полёта, а экипаж сократился до 2 человек. Самолёт получил современное бортовое оборудование Российского производства, заимствованное у Ан-148/158. Он стал менее шумным и более экономичным по сравнению со "старичком" Ан-12.

Однако, при проектировании была допущена серьёзная ошибка, выявленная на этапе лётных испытаний - центровка самолета сильно смещена к хвостовой части. В результате для обеспечения нормальной центровки самолет вынужден выполнять все сколько-нибудь длительные испытательные и перегоночные полеты с дополнительным балластным грузом массой 1,32 тонны (!) в виде пакета из 15 стальных плит весом 85-90 кг каждая, уложенного сразу за кабиной экипажа.

Испытания Ан-178

По состоянию на сегодняшний день произведены лишь два самолёта Ан-178, один из которых предназначен для статических испытаний. Именно поэтому судить о самолёте максимально объективно ещё не представляется возможным. Имеется множество мелких неполадок в работе бортовых систем и автоматики, есть серьёзные ошибки в конструкции самолёта, над устранением которых сейчас ведутся работы. Вместе с тем меняющаяся политическая обстановка может стать на пути производства и эксплуатации самолёта, ведь с самого начала разработки предполагалось, что Ан-178 будет производиться не только на Украине, но в России. Одновременно с этим планировалось, что они же будут и основными странами-эксплуатантами Ан-178.

В последнее время новости о проекте все печальнее и печальнее. В начале проектирования самолет вызвал довольно неплохой интерес у мирового сообщества. Заинтересованность в покупке Ан-178 проявили даже некоторые страны дальнего Востока. Однако, чем больше времени проходит, тем менее перспективным становится этот проект. С уходом России из проекта, Ан-178 совершенно остановился в развитии. Практически все программы «Антонова» по производству Ан-132, Ан-158, Ан-178 и Ан-188  приостановлены из-за потери к ним интереса со стороны инвесторов и потенциальных заказчиков. А работы по замене российских комплектующих на самолетах группы «Ан» не ведутся из-за отсутствия средств. Вообще, замена Российских комплектующих - больная тема Украинского авиапрома. Мало того, что Украинских аналогов не существует вовсе, так еще и цена самолета, который изначально стоил 25 млн.$, теперь возросла до 40 млн.

11 ноября было подписано соглашение о поставке одного военно-транспортного самолета Ан-178 для Национальной полиции министерства внутренних дел Перу". "Этот контракт стал логическим продолжением эксплуатации "Анов" в Перу, ведь новый Ан-178 заменит на службе полиции Ан-32Б", - заявил генеральный директор ГК "Укроборонпром" . Казалось бы, все складывается неплохо... Но вот проблема заключается в том, что этого самолета на Украине просто нет. В Киеве заявили, что концерн «Укроборонпром» не способен выполнить заключенный с Перу контракт на поставку одного самолета Ан-178.

Подводя итог, можно сказать, что Ан-178, к сожалению, повторяет судьбу абсолютно всех самолетов "Антонов" постсоветского периода. И хотя Ан-178 мог бы стать неплохим самолетом, этому мешают различные факторы - начиная от политики и заканчивая нехваткой бюджета. И, смотря на удручающе большой список умерших проектов Украинского авиапрома, приходит понимание, что шансов стать широко используемым самолётом у Ан-178 нет. А недавно Украина заказала бразильские самолеты-заправщики KC-390, тем самым фактически поставив крест на программе Ан-178...

Еще мои рассказы про различные Украинские самолеты постсоветского периода можно найти здесь:
Ан-70: долгий путь в никуда...
Ан-148: на чем сейчас могла бы летать Украина?
Ан-74 ТК-300Д: бизнес-джет по-украински.
Ан-132: есть ли надежда?

Огромное спасибо, что дочитали эту статью до конца! Надеюсь, мой рассказ был Вам интересен. Пишите в комментарии, верите ли вы в возрождение Украинского авиапрома! А еще я думаю, что вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал, ведь я очень старался при написании этой статьи)) Вам - несложно, мне - приятно ツ