Наряду с очень известным семейством 200 завод в Венгрии выпускал и другие модели автобусов. Одной из интересных разработок был Икарус-190, созданный по западногерманскому стандарту VÖV
VÖV-Standard-Bus (1967 года) это единый стандарт производства автобусов ФРГ. Первоначальным инициатором его создания в 1960 году выступила транспортная компания Hamburger Hochbahn. Целью являлось оптимизация и удобство эксплуатации перевозчиками автобусов разных производителей, а также уменьшение издержек при производстве. 10 октября 1966 г. Ассоциацией предприятий общественного транспорта (VÖV) при поддержке аж целого Правительства Германии была создана рабочая группа, куда были приглашены в т.ч. главы концернов Daimler-Benz и Magirus-Deutz . Ведущим разработчиком стандарта являлся Отто Шульц. Результатом явилось создание нового стандарта, которым регламентировались буквально все характеристики машин - габариты, мощность двигателя, характеристики КПП, планировка салона, панель приборов и даже номенклатура деталей для поручней. Первые опытные образцы автобусов были сертифицированы 10 ноября 1967 года. Работа была проделана очень серьёзная. К примеру, разработкой лобового стекла занимался институт медицинской оптики Мюнхенского университета.
Производством новых автобусов занимались фирмы MAN, Daimler-Benz, Magirus-Deutz и Büssing. Проект оказался удачным и вскоре автобусы единой конструкции стали поступать практически во все города ФРГ. Машина получилась чисто немецкой - надёжной, удобной и долговечной. В те годы немцы ещё умели строить хорошие автомобили ▼►
Впоследствии, в 90-е годы,после развала СССР, много подержаных автобусов данного типа поступило в автопарки СНГ, где зарекомендовали себя очень хорошо.
Можно добавить, что по конструкции ходовой и двигателю машины Мерседес и МАН весьма различались. Автору больше понравился Мерседес. Однако это отдельная тема, а пока вернёмся в конец 60-х..
Венгерские автобусостроители решили, что называется, "поехать в Тулу со своим самоваром". Очень удачные автобусы серии 200 западным немцам не подходили по причине уже принятого в стране стандарта VÖV. Тогда Икарус решил создать машину специально для ФРГ. Учитывая колоссальный опыт и мощнейшую производственную базу, особых сложностей эта работа не вызвала. Первый прототип Икаруса-190 был построен в 1971 году ▼
Другие предсерийные автобусы использовались для различных испытаний и участия в выставках ▼►
Один автобус испытывался в Германии, после чего венграм удалось заинтересовать своим изделием немцев. В течении 1973-77 гг. в Гамбург было поставлено 154 экземпляра новых Икарусов. Они поставлялись тремя модификациями:
- Ikarus 190.00 (выхлопная труба на крыше. Черная окраска над лобовым стеклом, вокруг переднего маршрутного указателя. 44 сидячих места и 61 стоячее).
- Ikarus 190.01 (выхлопная труба перенесена вниз. Добавлены закруглённые стёкла на задние углы кузова. Изменены кронштейны крепления зеркал заднего вида. 42 сидячих места и 62 стоячих).
- Ikarus 190.02 (в очередной раз изменены кронштейны крепления зеркал заднего вида. Буквы I K A R U S перенесены выше и расположены непосредственно под лобовым стеклом. 38 сидячих мест и 69 стоячих).
Вносились и другие незначительные изменения. Последние две машины использовались как учебные, причём 7748 работала дольше всех, до 1990 года, когда все остальные 190-е уже были отстранены от эксплуатации в VHH ▼
Технические характеристики автобусов Икарус-190.00, .01 и .02:
- Длина 11,00 м. Высота 3,085 м. Ширина 2,50 м.
- Коробка передач механическая, четырёхступенчатая ZF S4-90. Сцепление однодисковое сухое Fichtel und Sachs GF 420 KR.
- Рулевой механизм фирмы ZF.
- Подвеска на пневморессорах фирмы Continental. Амортизаторы фирмы Fichtel und Sachs.
- Тормозная и пневмосистема фирмы Westinghouse.
- Масса пустого 9000 кг. Полная масса 16000 кг.
- Максимальная скорость 80 км/ч.
Сидения из кожзаменителя производились на заводе. Салонная фурнитура, видимо, тоже собственного производства по немецким образцам.
Почти все автобусы были списаны в течении 1981-91 гг., т.е. по немецким меркам работали сравнительно недолго. Последней, в апреле 1991 года была списана машина с бортовым номером 7748. Один из Икарусов-190 с номером 7345 использовался в качестве сарая. В 1995 был выкуплен компанией VHH и начата его реставрация. Более подробно о работе 190-х в Западной Германии и о судьбе 7345 можно прочитать в следующих частях цикла..
Качественных фотографий машин в ФРГ сравнительно немного ▼►
Несмотря на небольшое число выпущенных машин, завод активно издавал техническую и рекламную литературу. Кстати, если у кого вдруг завалялись такие буклеты и книга - с удовольствием бы их приобрёл ▼
Автором не найдено данных об используемой наружной светотехнике. На фотографиях видно, что она полностью идентична немецкой, но закупали ли её в ФРГ или производили сами венгры - неизвестно. Также не найдено сведений о производителе щитка приборов и самих приборов. Самый главный вопрос - по каким чертежам сваривался кузов? Разрабатывали его по известным размерам инженеры Икаруса или закупили в ФРГ что-то типа лицензии на его производство? На нижеприведённом снимке можно увидеть, что на второй секции кузова силовая структура кузова идентична образцу, а на третьей усиливающий лонжерон располагается немного по-другому ▼
Подытоживая, надо признать, что попытка "сыграть на чужом поле" венграм вполне удалась. Конечно, полторы сотни автобусов несоизмеримы с десятками тысяч выпускаемых на предприятии в год, но суметь продать машины в машиностроительную державу это успех!
Впрочем, это не полная история Икаруса-190.
В 1977, параллельно с поставками в Германию, 100 Икарусов модели 190.03 для замены 9-10 летних Икарусов-66 были экспортированы в Кувейт. Вот как об этом писал журнал "За рулём" ▼
Опытная машина модификации 190.03 работала в столичной транспортной компании BKV в период с 1979 по 1981 год, но было принято решение закупать более дешёвый Икарус-260, хотя отчасти это было связано с отсутствием у "стодевяностого" третьей двери ▼►
Основная партия автобусов для Кувейта имела немного другую окраску ▼►
Машины отличались от "немецких" вариантов автоматической КПП Renk-Doromat, рулевым механизмом Csepel, большими форточками во всех боковых окнах, типично "икарусовской" внешней и внутренней светотехникой, салоном, новой эмблемой спереди и другими мелочами.
Рекламный буклетик, как же без него ▼
Также на базе Икаруса-190 разрабатывались проекты троллейбуса с агрегатами фирмы ВВС (Швейцария) и автобуса для левостороннего движения Икарус-191, но они не были реализованы.
Продолжение следует. Здесь Часть 2 и Часть 3.
Спасибо всем и до встречи на нашем канале!