7 июля состоялось совещание В. Путина с членами Правительства. Практически половину времени чиновники обсуждали постройку новых железных дорог на Дальнем Востоке.
Эти дороги нужны для увеличения грузооборота со странами Азии, в частности – вывоза угля из Кузбасса, Воркуты, Якутии, Хабаровского края и т.д.
БАМ и Транссиб уже давно не справляются, и сейчас власти думают, как проложить дополнительные ж/д линии. Кстати, недавно я писал об одной из таких линий к Тихому океану.
Ну, так вот. Прочитав всю стенограмму тех переговоров, я заметил, что в деле строительства железных дорог идет просто какая-то невероятная спешка. Например, уже сейчас к этому строительству экстренно привлечены:
- Железнодорожные войска
- Заключенные (немного, около 1000 человек, но все же)
- Рабочие из Китая и Средней Азии
Кроме того, проводятся дополнительные переговоры с Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном, чтобы они предоставили трудовых мигрантов.
Прямо сейчас на стройке не хватает 6000 рабочих рук, а до конца года потребуется еще 11 000, то есть целый город!
Путин активно подгоняет ответственных за стройку. Например, вот одна из его фраз:
– Лучше бы ускорить это всё как можно быстрее, и Марат Шакирзянович (Хаснуллин) над этим работает
На что ему сказали, что работы ведутся, но не хватает трудовых ресурсов. Путин ответил:
– Мы с Маратом Шакирзяновичем разговаривали сегодня, он просит на эти стройки и на дороги завозить из Средней Азии больше людей, там частично у него уже китайцы работают. Чего ждать-то? Я не понимаю. Не надо откладывать.
Когда речь зашла о том, что рабочие могут строить либо одну ветку, либо другую, но не обе сразу, Путин сказал:
– Смотрите. Что нам мешает действовать параллельно, я не понимаю? Если не хватает мощностей тех строительных организаций, мне говорили сегодня, надо другие подключать тогда. Что нам ждать?...
– Тогда и быстрее строить будут. А не хватает трудовых ресурсов – ничего страшного, пускай из Средней Азии люди работают там.
В этой связи возникает вопрос:
Откуда взялась такая неожиданная спешка?
Раньше ведь уголь у нас тоже был, и мы уже десятилетиями его продаём в разные страны. Но сейчас хотят продать прям очень много и очень быстро. Зачем?
Подобное жгучее желание лично я могу объяснить, прежде всего, глобальными переменами в мировой энергетике.
По сути, мы сейчас находимся на пороге нового энергетического уклада. Все эти совещания по климату, антиуглеродная истерия, Гретты Тунберги и прочие активисты – всё ведь это неспроста.
Один из главных мировых трендов – забота о климате. Я не хочу сказать, что эта забота принесет какой-то значимый эффект (все-таки, Солнце влияет на климат гораздо больше, чем человек), но то что климатическую повестку активно раскручивают –это факт.
Уже сейчас Европа отказывается от угля, заменяя его газом, солнцем и ветром.
Китай и страны Азии (Вьетнам, например) от угля пока не отказываются. Более того, в ближайшие десятилетия они запланировали постройку 1000 новых угольных электростанций. Их спрос на уголь вырастет на 400 миллионов тонн. Но...
Но все это – последние "угольные конвульсии". Независимо от желания отдельных стран, весь мир стремительно и неизбежно идет к атомной, водородной, солнечной, ветряной, приливной, а в далеком будущем и к термоядерной энергетике.
Угля на нашей планете припасено еще лет на 500, а может и на 1000. Но вот беда – через 50 лет его перестанут покупать. По крайней мере, объемы закупок упадут на порядки.
Поэтому Россия (как и любой другой крупный поставщик угля, вроде Австралии) рискуют остаться с огромными запасами ресурса, который попросту окажется никому не нужным.
Именно поэтому каждый год здесь особенно важен. Если раньше казалось, что уголь будет востребован всегда и потому можно было продавать его "вальяжно", то теперь понятно – заканчивается не сам уголь, а спрос на него, а потому нужно успевать запрыгивать в последний вагон. Точнее, забивать этот последний вагон углем по максимуму.
Если Россия не продаст уголь сейчас, она не продаст его уже никогда. Это некий "токсичный" ресурс, от которого нужно побыстрее избавиться, пока его не запретили.
Кстати, то же самое касается и нефти. Да, она будут востребована еще долго (даже не столько в энергетике, сколько в химической промышленности), но к концу 21 века спрос на этот ресурс сильно упадет. Скорее всего, быстрее закончится именно спрос на нефть, чем сама нефть.
В общем, на мой взгляд, Правительство делает все правильно. Ж/д линии и новые порты нужны как можно быстрее, чтобы 1000 новых угольных электростанций Китая и Вьетнама заключили контракты с нами, а не с Австралией или Индонезией.
Если вам понравилась эта статья – буду рад вашему лайку. Другие статьи по актуальной географии и экономике вы найдете на канале "Объясняю на пальцах". Спасибо за внимание и до связи!