Найти в Дзене
Prophetmaster Audio

Мощный двухблочный усилитель: Оконечник Adcom GFA-555 II и пред Adcom GFP-555

Начнем с оконечника. Достойный промышленный аппарат во всех отношениях – солидный конструктив, приятный дизайн и отличный звук. Это один из немногих тестируемых мной промышленных усилителей, который выключать не хотелось. Там есть что слушать. Adcom GFA-555 II имеет хорошее музыкальное разрешение, звуковые образы нарисованы немного крупноватыми штрихами, но они правильные и звучание живое. Немного подрезан самый-самый низ (на слух) и основная энергетика баса как будто смещена чуть выше, но ее достаточно. При увеличении громкости вся АЧХ передается в одном масштабе – ничего не выпирает и не проседает.

Adcom GFA-555 II
Adcom GFA-555 II

Сцена много шире АС, у нее есть глубина, но звук, правда, не выходит вперед с линии АС, нет прямой подачи энергии к слушателю. Но, откровенно говоря, от промышленного аппарата в ценовой категории до 2000$ я этого и не слышал никогда. Тестируемый образец выпущен в конце 80-х . Сейчас производится обновленная модель этого усилителя, называется Adcom GFA555 SE, стоимостью 1299$. Внешний вид похож, а что там внутри – я не знаю. Пишут, что полная копия, в чем есть некоторые сомнения у меня.
В звучании чувствуется необузданная мощность аппарата:
200 Вт/8 Ом
325 Вт/4 Ом
600 Вт/8 Ом в мостовом включении
Но надо отдать должное конструкторам: усилитель хорошо играет и на малой громкости, что далеко не всегда бывает у мощных оконечников. Пока искал сервис мануал к нему, наткнулся на информацию, что этот усилитель
входит в топ-100 лучших продуктов за 40-летнюю историю техники от Stereophile. Даже так:) http://www.hifinews.ru/article/details/8498.htm (под №29)

-3
-4

По конструкции. Энергетическая установка состоит из одного тора (залит в металлическом боксе компаундом и вообще не гудит), мощностью, на вид, не менее 800 Вт, двух огромных диодных мостов и 4-х конденсаторов по 15000 мкФ/100 В с указанным максимальным допустимым напряжением 125 В.

Вид со  стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

Ни одного пленочного шунта нигде нет, но есть 4 электролита 47 мкФ/160 В, в месте подвода питания к платам оконечных транзисторов.

Плата входных каскадов, усилителя напряжения и цепей интегратора
Плата входных каскадов, усилителя напряжения и цепей интегратора

Усилители напряжения обоих каналов находится на одной общей плате, там же интегратор и входные цепи УМ. На фото видно, что электролиты заменены на Nichicon FG.
На радиаторах размещены только оконечные транзисторы (по 4 пары в корпусе ТО-3) с раскачивающим транзистором и компоненты термостабилизации, причем p-n-p и n-p-n транзисторы расположены на отдельных платах, находящихся напротив друг друга, которые связаны между собой толстыми медными перемычками. Менять транзисторы в такой конструкции не очень удобно, мягко говоря.

Оконечный каскад
Оконечный каскад

Оконечные каскады работают в классе АВ. Ток покоя небольшой – 40 - 45 мА на пару, то есть, около 180 мА на канал. Радиаторы почти не греются в отсутствие сигнала.
На заднюю панель выведен переключатель стерео/мостовой режим, а также 4 предохранителя на 7 А вторичной цепи питания оконечных каскадов и сетевой предохранитель на 6 А .

Тыловая панель
Тыловая панель

Задержки подключения АС и реле защиты нет. Есть на плате оконечных каскадов пара мощных транзисторов: 2SB817 и 2SD1047 - это отсекатели выхода при аварийной ситуации и появлении постоянного напряжения на терминалах АС, которые держат ток, пока не сгорят предохранители 7 Ампер во вторичной цепи. То есть, защита вроде как и есть, только уж очень экстремальная.

Постоянка на выходе практически отсутствует (менее 1 мВ) щелчка при включении в колонках нет вообще (если ко входу что-то подключено), зато после выключения питания усилитель еще играет какое-то время, а потом звуки музыки исчезают и становятся слышны всякие непотребные звуки переходных процессов, но негромко, правда.
Характеристики Adcom очень высокие, а схема достаточно простая. Выходные транзисторы перемаркированы фирмой Adcom с тошибовских, они подобраны по коэффициенту усиления, да и транзисторы Тошиба 150 Вт рассеиваемой мощности, а на маркированных фирмой Адком написано 185 Вт. Штатные пары маркированы как ADC-D42 и ADC-B55, а оригинальные транзисторы Toshiba - как 2SD424 и 2SB554.
Современная замена: MJ15024 и MJ15025 - они подходят по параметрам, максимальная рассеиваемая мощность с запасом - 250 Вт. Их нужно обязательно подбирать по коэффициенту усиления, причем не в пары, а чтобы у всех был близкий.

Вывод

Отличный по конструкции и звучанию усилитель, но при такой высокой выходной мощности хотелось бы иметь полную уверенность, что +/- 80 Вольт питания не попадут на клеммы АС, в случае выхода из строя транзисторов оконечного каскада. Транзисторы-отсекатели и плавкие предохранители мне уверенность не внушают, почему то.
Adcom GFA555 II раскачает любую акустику, а также капитальные стены и перекрытия Вашей квартиры и Ваших соседей:)
Вот что написано в Википедии в биографии
Nelson Pass:
"Adcom In the mid 1980*s, Mr. Pass designed the well-reviewed Adcom GFA-555 amplifer."
Получается, что это давняя разработка Нельсона Пасса, который тогда работал с фирмой Adcom, судя по всему. Тогда не мудрено, почему фирма Adcom так держится за эту конструкцию по сей день.


Предварительный усилитель Adcom GFP-555

-9

Изящный и легкий пред Adcom является полной противоположностью брутальной конструкции оконечника, хотя это штатная пара. Рука Нельсона Пасса тут явно не угадывается:)

-10

Надо сказать, что комплектация усилителя довольно приличная, компоновка в целом неплохая и набор коммутационных и других пользовательских функций весьма минималистский. Тембр отключаемый, простенький корректор RIAA на борту, есть фильтры НЧ и ВЧ, выход на наушники. Аппарат попал ко мне практически в "коробочном" состоянии, поэтому все работало сразу и без каких либо нареканий.

Вид со стороны верхней крышки
Вид со стороны верхней крышки

Тыловая панель
Тыловая панель

Звучание

Послушать двойку не удалось, к сожалению, так как пред и оконечник (аж три штуки) побывали у меня с разницей года в три. Но подключить пред было куда, поэтому впечатления по аппарату есть. Скажу сразу - оконечнику этот пред не ровня, GFP-555 звучит попроще и беднее, что слышно без труда как на наушниках, так и при включении его между источником и оконечным УМ. Но откровенных косяков никаких нет - звук нейтральный, неокрашенный, с ровной АЧХ на музыке. Уступает оконечнику в музыкальном разрешении и эмоциональной подаче.

Вывод

Если нет высоких требований к звучанию, то можно использовать как штатный пред к оконечнику. Как и бывает в большинстве случаев - пред хуже оконечника.

Статья подготовлена по материалам моего обзора на сайте Вегалаб, на основе личного опыта. Все фото мои.

Все статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С

Sugden A-48II /// Dual CV-1460

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000

Винтажные усилители и их место в современном аудио

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)


Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
PHILIPS CD-100 Vs SONY CDP-101 или начало битвы на лазерных лучах.
Согласно статистики продаж, а так же обилия дискуссий в социальной среде начала 80-х, можно сделать однозначный вывод, что под новый формат носителя (компакт диск) на самом старте производства CD проигрывателей в лидерах оказались два бренда: Philips c моделью CD-100 и SONY со своим CDP-101. Разрыв во времени появления на прилавках был минимальным. Оба стали продаваться в Японии в 1982 году и Европе в 1983. Кроме основного функционала различия были очевидными, как в дизайне, так и эргономике. Основу...
Усилитель на TDA против D класса tpa 3255
Ни одни колонки не могут обойтись без усилителя ,внешнего или встроенного. В 20 веке придумали ламповые усилители , в 60 70е годы появились транзисторные усилители с большим кпд .мощностью и там не надо было раз в пару лет менять дорогостоящие лампы. А ближе к 90м появились усилители на микросхемах TDA , STK , LM. Более дешёвые ,компактные чем транзисторные. Эти миниатюрные усилки захватили рынок портатива , автомагнитолы , активные пк колонки , студийные мониторы , муз центры. Из за массовости...
AKAI GX-77 катушечник массового спроса из 80-х
В эпоху золотой эры аудио компания AKAI внесла неоценимый вклад в развитие устройств записи на ленту. Кассетные деки и катушечные магнитофоны составили основу ее промышленного потенциала. Учитывая то, что практически любой Японский аудио компонент имеет свою техническую философию и отличие от конкурентов, AKAI нашел наилучший набор факторов, которые открыли путь к кошелькам покупателей., Маркетологи компании в своей рекламе просто ошарашили покупателей новостью, что на рынке появился катушечный...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты