Начну с истории, которая случилась со мной давно. Я тогда занимал пост генерального директора в одной компании. И сложилось так, что я нашел отличного менеджера по продажам. Это была женщина за 50. Мне было 24 года. Ценность этой дамы была в том, что у неё были базы клиентов. А в начале 2000-х с этим было туго.
Новая сотрудница настроила продажи. Всё шло замечательно. Она, видимо, оценила свои успехи и решила, что заслуживает пост лидера.
На высокую должность её никто не назначал. Она сама стала лидером – неформальным.
И начались неприятные вещи. Она:
- раздавала советы сотрудникам;
- озвучивала распоряжения;
- со мной и с другими руководителями говорила, будто мы её самые близкие друзья.
В общем, женщина зазналась, почувствовала себя единственным лидером в компании.
Тогда я принял непростое решение: расстаться с ней. Да, было непросто, просели продажи на 20%. Но мы быстро восстановились.
Тогда я не мог поступить иначе. И на тот момент правильно сделал. Сейчас бы поступил по-другому.
Расставаться с неформальным лидером – это крайняя мера. На неё можно идти, когда началась самая настоящая война с лидером, который занимает высокую должность. Есть другие варианты:
1. Помните? Не можешь победить – возглавь. С неформальным лидером похожая история: нужно понять, чего он хочет. Часто такой человек желает быть наставником, обучать. И тогда нужно дать ему желаемое.
У меня было такое. Я увидел, что сотрудник становится неформальным лидером, хочет обучать новичков. Я ему это официально предложил. И человек согласился. Причем бесплатно. Потому что он мечтал быть наставником.
2. Нужно показать «кто в доме хозяин». Причем нужно это сделать с позиции сильного руководителя. Слабость – это кричать, впадать в истерику и так далее. Сильный поступок – необратимое действие.
Скажем, руководитель покричал и ушел. Неформальный лидер сказал: «Ребят, не обращайте внимания. Мы здесь вместе работаем. Разберемся».
Сильный руководитель, например, пришел и сказал: «Что-то мне не нравится, как столы стоят. Давайте всё поменяем». Подчиненные двигают столы, и им с этим жить. Назад мебель переставить нельзя. Так вы покажете, что являетесь лидером. Если неформальный «руководитель» скажет, что столы нужно вернуть назад – это уже самоуправство. Это война. Нужно расставаться.
Это всё психологические моменты, в которых нужно уметь разбираться не только руководителям. Они помогают добиваться своих целей, переубеждать людей быстро, без криков и ссор. Чтобы научиться – подписывайтесь на канал.
Читайте ещё:
Почему не стоит делать что-то «на спор»
Как начальство «крутит» сотрудниками за 40: манипуляция и способ борьбы с ней