Я неоднократно писал на канале про защиту электродвигателей. Вот ещё статья в копилку знаний электронщиков, которые занимаются промышленным оборудованием.
Как известно, защита двигателя может понадобиться в двух случаях.
Первое. При проблемах со стороны питания - например, в результате значительного изменения уровня напряжения, перекоса фаз или обрыва фазы. Чтобы исключить работу двигателя в этих условиях, применяют реле контроля фаз, которое отключает двигатель через цепь управления.
Второе. Проблемы, связанные с перегрузкой - заклинивание ротора, редуктора, привода вообще. Сюда можно отнести и межвитковое замыкание.
Могут быть также проблемы, при которых возникает короткое замыкание. Но это уже не проблема двигателя (его уже спасать поздно, разве только если это КЗ в борно), а скорее проблема питающей сети и силовой части электросхемы.
В любом случае, большинство проблем с двигателем проявляется повышением тока и перегревом. В том числе - и неправильная настройка при использовании ПЧ.
По причинам и температурам перегрева двигателя - моя статья на Дзене.
Способы защиты электродвигателя
Большинство способов защиты двигателя основано на детектировании превышения тока по одной или всем фазам. Способы могут "тепловые" - с использованием мотор-автоматов и тепловых реле. Могут быть "электронные" - когда защита реализуется внутри софтстартера или преобразователя частоты.
Универсальным и лучшим способом защиты я считаю установку в обмотке статора термодатчика (позистор или термоконтакт). Плюс такой тепловой защиты - она отработает в любом случае. И при обрыве фазы, и при перегрузке, поскольку в обоих случаях двигатель будет нагреваться. Минус - такая защита инерционна, и может не помочь, например, при КЗ внутри двигателя или резком заклинивании.
Защита двигателя при помощи энкодера
Автоматы и теплушки - это конечно, хорошо. Но это уже прошлый век.
Сейчас, когда частотники стоят копейки, а контроллеры есть в любом станке, защита вышла на новый уровень. Об этом и хочу рассказать.
В современном оборудовании каждый двигатель имеет свой энкодер, это так же естественно, как подушка безопасности в любом современном автомобиле. Другими словами - Маст Хэв.
Читайте на дзене мою большую обзорную статью про энкодеры - там и про принципы работы, и несколько реальных примеров применения.
В то же время, энкодер может использоваться не только для определения углового положения вала или частоты оборотов двигателя.
Вот пример того, как энкодер может служить на страже работы двигателя.
Энкодер установлен на валу ротора:
Или так:
В данном случае двигатель работает через редуктор, и в случае, когда по какой-то причине обороты двигателя понижаются (это может быть любая из причин, перечисленных выше), тут же выскакивает ошибка:
В данном случае на фото выше энкодер был сломан по механической причине, и тут же линия была остановлена.
Двигатель был закреплен на редукторе, а редуктор, в свою очередь - на валу. Чтобы редуктор не проворачивался, он крепился на палец. Палец выкрутился или сломался - и вся эта конструкция прокрутилась на валу, ударив энкодер об соседний механизм. В итоге виноваты - механики, а менять энкодер - нам.
Программно очень легко предусмотреть, что в случае, когда ожидаемый импульс от энкодера пришёл на микросекунду позже, нужно бить тревогу.
Кроме того, этот способ хорош тем, что никто не может влезть со своей кривой отверткой и покрутить уставку защиты по своему разумению.
Ещё плюс "энкодерной" защиты - в случае какой-либо механической поломки (застревания, заклинивания) не нужно ждать срабатывания РТЛ или защиты в ПЧ, поскольку в случае с энкодером решение принимается за доли секунды. И механика (а может быть, заготовка, или даже части человеческого тела) получает минимальные повреждения.
Энкодер для защиты двигателя может быть установлен не только на валу двигателя, но и в любом другом месте - например, на выходном валу редуктора.
Ну и само собой, старый добрый автомат перед частотником никто не отменял)))
Большая обзорная статья про энкодеры на блоге Samelectric.ru
Буду рад ответить на вопросы и замечания коллег в комментариях.
Делитесь своим опытом применения энкодеров в промышленном оборудовании!
Статьи на Дзене на тему статьи:
- Что будет, если вместо "Треугольника" двигатель включить в "Звезду"? (Не повторять! Приготовьте огнетушитель!)