Комедия, где герои практиковали йогу задолго до того, как это стало мейнстримом

591 прочитал

Молодая семья, живущая в одной квартире с родителями, — ситуация классическая. Сколько конфликтов и ссор возникает, когда разные поколения ищут общий язык! Удивительно, но даже радикальные изменения мира не сказываются на взаимоотношениях членов семей. И доказательство тому — комедийная мелодрама «Взрослые дети», вышедшая в 1961 году. С лёгкой поправкой на нынешние реалии она ярко демонстрирует, что старому и новому ужиться непросто.

Кадр из фильма  «Взрослые дети»
Кадр из фильма «Взрослые дети»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Сценарий про пожилых родителей, их неожиданно (для них, конечно же) повзрослевшую дочку и новоявленного зятя написала Валентина Спирина. Кстати,

начинала Валентина как актриса, но потом решила, что придумывать истории ей куда интереснее, чем воплощать их, и стала писать.

А экранизировать сценарий взялся Виллен Азаров, фактически дебютант в художественном кинематографе. Начало кинокарьеры Азарова пришлось на времена малокартинья, когда в послевоенном СССР на кинематограф попросту не хватало денег, поэтому лент снимали мало. Режиссёр несколько лет занимался фильмами документальными, и лишь в конце пятидесятых получил наконец возможность заняться кино игровым (в дуэте с Николаем Досталем). А в 1960 году ему доверили и собственную ленту. Это и были «Взрослые дети».

Основных героев в сюжете четыре: родители и молодая пара. Поэтому требовалось найти исполнителей, которые смотрелись бы в кадре гармонично, но при этом ни один не перетягивал бы внимание на себя. Это была задача сложная, особенно в том, что касалось «детей».

В конце концов выбор пал на Алексея Грибова и Зою Фёдорову, которые стали родителями, и Лилиану Алёшникову и Александра Демьяненко, перевоплотившиеся в тех самых взрослых детей. Алексей Грибов и Зоя Фёдорова зрителям были знакомы прекрасно, оба уже не первый год блистали на экране (а Грибов был и театральной знаменитостью, на спектакли с его участием билетов было не достать). Кстати, по словам коллег,

Алексей Грибов, несмотря на заслуги, награды, премии (включая Сталинские) и статус едва ли не небожителя, в обычной жизни был человек простым и совсем не пафосным.

Он с лёгкость соглашался сниматься у режиссёров начинающих и безвестных и принимал приглашения на съёмки в эпизодах, если видел, что герой действительно интересный.

Зоя Фёдорова, актриса с судьбой сложной и где-то даже трагической, после войны снималась большей частью в эпизодах. Но каждого её появления на экране публика ждала всякий раз восторгалась: Фёдорова умела даже малозначительную героиню сделать не просто блестящей, а западающей в душу. К слову,

Алексей Грибов и Зоя Фёдорова на киноплощадке уже встречались: в 1944 году они снимались в комедии «Свадьба», но играли там отца и дочь.
Кадр из «Взрослые дети». И несчастный цветок, который срывали все кому не лень
Кадр из «Взрослые дети». И несчастный цветок, который срывали все кому не лень

Лилиана Алёшникова и Александр Демьяненко тоже уже не были новичками и даже запомнились зрителям первыми ролями, но до славы старших коллег им было тогда далеко. И для Алёшниковой, и для Демьяненко дочь «Взрослые дети» стали звёздными и прославили их, но вот дальше карьеры артистов сложились по-разному.

Александр становился всё более популярным и востребованным, пока комедии Леонида Гайдая не вывели его в число главных кинозвёзд и любимцев зрителей. А вот Лилиана понемногу начала уходит в тень. Снималась она нечасто, большей частью в картинах своего супруга, режиссёра Якова Сегеля, но это были картины не особо яркие и заметные, так что «Взрослые дети» так и остались её главной работой и визитной карточкой. Обратите внимание, что

в одном эпизоде взрослые дети практикуют йогу и делают стойку на голове (по инициативе молодого мужа Игоря, сыгранного Александром Демьяненко). Увидев это, тесть Алексей Грибов замечает: «А может быть, теперь по утрам все стоят на головах?». Прямо-таки пророчество, ведь сегодня многие следуют моде и каждое утро делают комплекс упражнений из йогу!

Второстепенные роли сыграли в фильме Всеволод Санаев, дебютанты Геннадий Бортников и Константин Худяков, который потом успешно занялся режиссурой. Роль начальника молодой пары, главного архитектора, отдали знаменитому Андрею Тутышкину. И тут отмечу интересный факт.

В кадре Андрей Тутышкин очень походит на архитектора Виталия Лагутенко, автора «хрущёвок», которые тогда возводились повсеместно.

Не знаю, совпадение это или так было задумано, но получилось занятно.

Ради съёмок группе не пришлось выезжать из столицы. Почти всё, за исключением нескольких эпизодов, сняли в павильонах «Мосфильма», причём декораторы даже сымитировали пейзажи за окнами, которые иной раз видны в кадре. Но есть в ленте и реальная Москва шестидесятых. Я, например, помимо знакомой всем Кремлёвской набережной узнаю ещё и Ленинский проспект (и как фантастически мало там машин!).

Комедию «Взрослые дети» зрители полюбили сразу. Причина очевидна: люди узнали в героях себя и свои жизни.

В 1962 году картина стала двенадцатой в списке лидеров кинопроката, её посмотрело почти 29 миллионов человек. И даже сегодня, когда, увы, почти никого из создателей этой доброй поучительной истории уже не с нами, картина живёт не теряет актуальности. А я по-прежнему всякий раз переживаю за цветок, который так любовно растит героиня Зои Фёдоровой.

А вам доводилось жить с представителями другого поколения в одной квартире?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Молодая семья, живущая в одной квартире с родителями, — ситуация классическая. Сколько конфликтов и ссор возникает, когда разные поколения ищут общий язык!-3

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: