Отличными нижеприведённые российские многосерийки можно назвать не только потому, что они очень хороши по содержанию и сняты мастеровито, с умом и душой, но и потому, что они несколько отличаются от советского кино о Великой Отечественной. Да, советские военные ленты были прекрасны, чисты, пронизаны ни с чем не сравнимым обаянием, но всё же они были, в основной своей массе, либо героическими, либо романтическими, либо героико-романтическими. С обходом острых политических углов, некоторым ретушированием действительности, смягчённым показом ужасов войны, зачастую плоским видением немецких солдат. Плюс современных хороших картин о Той Войне в их предельной реалистичности, демонстрации полной правды того времени. В том числе объёмном, всестороннем описании оккупантов. Начнём по порядку.
Жизнь и судьба (режиссёр Сергей Урсуляк, 2012 г.)
Экранизация запрещённого в своё время романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", поставленная незаурядным мастером сериалов Сергеем Урсуляком и сыгранная, не побоюсь сказать – гениально Маковецким, необычайно хорошо Балуевым, прекрасно Ликой Нифонтовой и отлично другими нашими артистами.
Подлинный, не напускной трагизм Великой Отечественной Войны передан максимально, а трагизм этот был в том, что война до Сталинграда состояла только из личностного героизма и повальной смерти – наша армия в 41-42-ых годах была армией смертников. В чём заслуга Гроссмана, и что хорошо выделено в фильме - показано то основное, что дала русскому человеку ВОВ – возрождение человеческого достоинства, свободного духа и мысли. Советские солдаты и офицеры перед лицом собственной смерти и смерти своей страны духовно прозрели и окрепли, потеряли страх перед врагом, системой и её механическими исполнителями. И по всему этому победили.
Ещё одно достижение романа и сериала – показ атмосферы лжи и предательства, охватывающей всю сферу публичной жизни при Сталине, насильственное понуждение ко лжи совестливых, свободомыслящих людей.
Непафосный, размеренный ход киноповествования увлекает постепенно, а ближе к концу - трогает до глубины души, в том числе и просто человеческими отношениями, коим в картине уделено тоже одно из основных мест.
Линия Марты (режиссёр: Олег Газе, 2014 г.)
Этот мини-сериал силён не только убийственными фактами блокады, но и явленной им тонкой толстой связью времён - способностью отдельных фактов, историй очищать и облагораживать людей сейчас, спустя 75 лет. Тем более, ещё живы блокадники, несущие в себе печать смерти. И любовь, не зависящую от неё...
Исполнительница главной роли - несравненная Алиса Фрейндлих - тоже испытала, что есмь ад блокадный и рай освобождения от него. И по своей семье знает, что такое носить немецкую фамилию во время войны...
Хорош фильм и, не побоюсь этой фразы, высоким художественным уровнем. Он достоин называться настоящим художественным, так интересно и талантливо он снят...
Ну и - может ли ещё какая кинематография снимать настолько проникновенно-душевные картины?
Старое ружьё (режиссёр: Кирилл Белевич, 2014 г.)
Кровью писанная картина. С первых секунд - оголённые нервы, панический темп, тяжёлые риффы, мрачная атмосфера, сгущенные краски. Въедливая камера, напряжённые лица, дрожащие руки. Жестокие события оккупации подразделением СС одной маленькой деревни глубокой непролазной осенью 41 года. Очень камерный по месту действия, беспощадный по своей сути фильм о глобальном пришествии цивилизованных нелюдей. Жесткач, говоря по-современному. Но с современным, заплывшим жиром и забронированным толстой кожей зрителем иначе уже нельзя. А этот мини-сериал не может не пробить даже самых твердокаменных броненосцев.
Молодая гвардия (режиссёр: Леонид Пляскин, 2015 г.)
И этот сериал снят как художественное кино - картинка, монтаж, планы, антураж, игра актёров... Чувствуешь себя прямо как в кинотеатре. Много интересных, колоритных сцен. Временами трогает, и сильно. Держит в напряжении, завораживает довольно живым действием и напряжённой атмосферой, а также отдельными персонажами, особенно с немецкой стороны, включая полицаев. Кстати, количество полицаев в фильме превосходит число подпольщиков, по-моему. Создаётся впечатление, что предателей на оккупированных территориях было, по крайней мере, не меньше, чем участников сопротивления. Да и народ, в общем-то здесь... очень разный, скажем так. Но тем реалистичней смотрится.
Переводчик (режиссёр: Андрей Прошкин, 2014 г.)
Тема этого мини-сериала - коллаборационизм. В 1943 году, в оккупированном Таганроге местный учитель, любящий пародировать Чарли Чаплина, разрывается между семейным долгом, заставляющим работать его на фашистов и долгом гражданским - долгом совести, влекущим в свободное от работы переводчиком время вести партизанскую войну против своего начальства. Герой попутно выпивает и смело дискутирует со своим, надо заметить, нетривиальным шефом СД на актуальные и философские темы войны и мира, менталитета разных национальностей и простого быта. Это словесная дуэль между двумя образованными, талантливыми людьми, попавшими волею судеб в отвратительные для них обстоятельства занимает одно их главных и интересных мест картины. Исполнение этих основных действующих лиц датчанином Йоахимом Паулем Ассбеком и нашим Виталием Хаевым просто отменно.
Замечательные же аллюзии на Чарли Чаплина и его фильмы (отличная находка, замечу) разукрашивают ленту в ещё более колоритные тона.
Фильм трагичен, жесток, многомерен, нестандартен. А подобный образ коллаборациониста вообще редок, если не единичен для мирового кинематографа.
Смотрите наше лучшее кино в мире, не пожалеете. Читайте о нём на моём канале.