Предыдущая часть: Какова плата за грузинское "Боржоми"
Ночь. Бакинский аэропорт устроен очень удобно: просторное здание, уютные залы, множество диванчиков, где можно спокойно поспать. Так сделали наверное все нормальные пассажиры, только не я. Я сегодня “дежурная по аэровокзалу”, не смыкаю глаз и наблюдаю за народом. А народ, смотрю, пошёл больше неевропейский – арабы, индийцы, азиаты… Другая обувь, одежда, причёски… Чувствуется Восток!
Целая вереница персонажей из сказок Шахерезады – то разодетые в чёрное, то исключительно в белое, то в ярко-желтых и ядовито-розовых нарядах... Про каждого можно сочинить историю, они сами, как ходячая история, но вполне впитавшая дары цивилизации – вон, подключили телефоны к розеткам и сёрфят вовсю по интернету.
Незаметно за панорамными окнами светает. Выпиваем по чашке кофе с молоком, платим по карточке и мне становится понятно, что азербайджанский манат тоже потерял в весе – два года назад он равнялся евро, а теперь вдвое дешевле.
Объявляют посадку. В Баку – 7.42, в Москве на час меньше, а в Тегеране ровно посередине – 7.12, время отличается на полчаса. Читала об этом, но никогда не бывала в подобных местах, интересно. После бессонной ночи я, как обычно, представляю из себя полчеловека, а муж, наоборот, выспался, довольный, ему хочется общаться.
Он заговаривает с высокой приятной блондинкой, стоящей рядом с нами в очереди, по внешнему виду русской, которая тоже наверняка выспалась, раз в хорошем настроении и готова поддержать беседу. Они обсуждают нравы в Иране, делятся впечатлениями от дороги, супруг рассказывает о наших планах. Я тоже подключаюсь к разговору. Новую знакомую зовут Юля, она живёт и работает в Тегеране.
Узнав, что мы ещё не нашли отель, наша новая знакомая предлагает остановиться у неё. Чудеса!!! Потом я долго выпытываю у Юли, как можно людей с улицы звать к себе, давать ключи, доверять... Не возникает ли чувство дискомфорта, ведь кто-то будет пользоваться её ванной, оставаться в квартире...
Она невозмутимо отвечает, что у каждой спальни есть своя туалетная комната, а порядок в доме поддерживает приходящая уборщица, людей она достаточно быстро распознаёт и вообще ей интересно время от времени менять окружение. К тому же муж на несколько дней остался в Грузии, сын учится в Англии, поэтому она решила пригласить нас.
В аэропорту Юлю ожидало такси и по дороге мы спокойно могли поговорить. В Иране ей очень нравятся продукты – натуральные, без добавок; не нравится – тегеранский трафик – огромное число машин.
До дома всего 70 км, а ехали 2 часа! Есть города, словно созданные для автомобилистов, есть – для велосипедистов, есть – для пешеходов, так вот столица Ирана не подходит ни для кого. Ещё как-то справляются с движением мотоциклисты, эдакие рыцари без страха и упрёка, шпарящие напролом по узким пешеходным тротуарам, но всем остальным там делать нечего! Смог, пыль, удушающий запах выхлопных газов. Для гуляний подходят исключительно сады и парки, на остальной территории расслабляться нельзя. Что вы хотите – в Тегеране свыше 15 миллионов жителей!
Рядом с Юлей я чувствую себя младшей сестрой, хотя по возрасту могу быть только старшей: она за всё отвечает, обо всём заботится, думает наперед и кажется, что в одну минуту успевает выполнять три дела: отдавать распоряжения водителю на английском, общаться с нами на русском и ещё писать в телефоне. Её собранность и организованность вызывают восхищение – моментально реагирует на ситуацию, умеет главное отделить от второстепенного, не цепляется за мелочи, видит проблему в целом, а после делит на части.
Быстро и чётко организовала наш быт, напоила чаем с иранским сахаром на палочке, типа петушков, выбрала из гардероба подходящее для меня манто и платок, велела своему водителю обменять для нас деньги и отвезти к торговому центру, а сама направилась в офис.
Водитель вручил мне пухлый конверт – 3,5 миллиона риалов, которые я не смогла даже пересчитать, так как не разбираю арабских цифр. Наши цифры лишь называются арабскими, а на самом деле индийские!
Огромный шумный город без видимого центра и единой архитектуры постоянно действует на нервы. Дорогу переходить здесь надо учиться, меня качает и тошнит, как на корабле. Я хочу спать и мечтаю поскорее вернуться в Юлины апартаменты, в этот оазис спокойствия и благоденствия, где даже в подъезде красиво, как в храме. Но муж говорит, что я слабачка, а значит, нужно идти дальше…
Мы не можем найти магазинов, выбрать ресторан для нас трудная задача – вывесок на английском нет, арабской вязи не понимаем. Чтобы рассчитаться за покупки (на улице продают сок, кофе, мороженое), даём кучу денег, из них продавцы выбирают нужные купюры. Цены в тысячах, но Юля нас заверила, в Иране люди честные.
Хорошо хоть погода не подвела – днём в Тегеране +22, но ветер постоянно норовит распахнуть халат, приходится его придерживать руками. Зашли в ресторан – по картинкам выбрали грибной суп, рыбу на гриле и какой-то напиток в литровой кружке, в таких у нас раньше продавали квас (на вкус он был как огуречный рассол с кефиром). Ой, с новыми продуктами надо осторожнее, хотя туалет в ресторане похож на дубайский, с гигиеническим душем.
На нас никто особенно не обращает внимания, изредка мельком кто-то глянет. Я одета вполне прилично. Спасибо Юле! Женщин в ресторане примерно столько же, сколько мужчин. Ведут себя свободно, если бы не хиджаб, не догадаешься, что мы находимся в стране, где действуют жесткие законы шариата. Обед стоит 600 тысяч риалов, сколько это будет в евро, никто пока не в силах подсчитать.
Магазин тоже наконец нашли, не супермаркет, но всё же! Я думала в Иране ассортимент товаров такой же как на Кубе или в Северной Корее, то есть шаром покати, но не тут-то было – как в Греции, есть даже немецкие шоколадки с перцем, которые я обычно привожу друзьям как экзотику.
Целый день мотаемся по паркам, достопримечательностям и вусмерть уставшие возвращаемся обратно на метро. В названиях остановок постоянно слышится какой-то “шахид”. Юля разыскивает нас с собаками, она заказала ужин на дом. Я почти в полуобморочном состоянии: на дворе ночь, а мы до сих пор получаем эмоции! По вагону регулярно проходят коробейники, точнее, протискиваются сквозь толпу, несут на продажу носки, сумки, игрушки. Нам ехать 13 остановок. Добрались, теперь главное не свалиться в арык – южная темень, хоть глаз коли.
Продолжение: Тегеранские нестыковки. Что не так в Тегеране*просто нажать на синие буквы. ПОДПИСАТЬСЯ можно здесь по ссылке