91,2K подписчиков

Принцессы и художники: пять знаменитых портретов

14K прочитали
По статусу им было положено ждать принца на белом коне, спать на горошинах и иметь полцарства в виде бесплатного приложения. Их судьбы складывались по разному, но никогда не были простыми. И несмотря на флёр, созданный стараниями сказочников, романистов и народного фольклора, они не так уж часто бывали писаными красавицами и записными умницами. Зато всю свою жизнь были обязаны казаться таковыми.

Быть принцессой — скорее тяжкий труд, чем большая удача; скорее работа, нежели призвание. Невластные над собственной судьбой фигуры на большой шахматной доске династической политики, они вошли в историю скорее как образы, глядящие на нас с портретов прославленных живописцев прошлого, нежели как реально жившие, любившие, мечтавшие личности из плоти и крови.

Дорогой читатель, давайте вместе с Вами посмотрим в их выразительные глаза, где гаммой привычно сдерживаемых эмоций отразились ушедшие эпохи. Да и не только ушедших; ведь кое-где на просторах старушки Европы еще сохранились эти занятные реликты, напрямую восходящие к разным Габсбургам и Плантагенетам. И вот что симптоматично: современные «их высочества» всё чаще отрекаются от вызолоченных корон ради счастливого брака с «простыми смертными».

Тициан, «Изабелла Португальская», 1548, холст, масло, Прадо, Мадрид
Тициан, «Изабелла Португальская», 1548, холст, масло, Прадо, Мадрид

Когда великий Тициан завершил работу над этим портретом, его «модель» уже покинула сей бренный мир. Так что явственно ощущаемая идеализация (и даже некоторая схематичность) её образа объясняется тем, что венецианец воссоздавал его по памяти супруга, да к тому же «с оглядкой» на настроение августейшего заказчика. Она была дочерью португальского монарха от брака с Марией Арагонской, впоследствии ставшей супругой Карла V. К слову: последнего властителя Европы, коронованного Римским папой. Историкам эта картина интересна в первую очередь из-за изображения фамильной броши династии Габсбургов, украшающих платье Изабеллы. Ну а ценителям живописи будет небезынтересно узнать, что первый вариант портрета император «забраковал». Самодержца не устроило то, как маэстро написал нос его супруги.

Второй и окончательный вариант портрета, представленный три года спустя, стал одной из двух вещей, которые отрекшийся от престола Карл Пятый оставил при себе, удалившись от власти. В память о любимой жене он забрал с собою лишь это полотно да ту самую брошь, о которой мы упомянули выше.

Ф. Винтерхальтер, «Портрет Виктории», 1840
Ф. Винтерхальтер, «Портрет Виктории», 1840

Блестящего виртуоза портретной живописи Франса Ксавьера Винтерхальтера отличал особый дар. Он как никто другой умел наделять мгновенной узнаваемостью, мимической живостью и выразительностью характера образы высокорожденных особ, застывших в нарочито пафосных позах и (как говорят театралы) «сделавших загадочное лицо». Его портреты торжественно-парадны, но их герои не ощущаются как мраморные статуи или бронзовые памятники самим себе. Они будто бы прямо на наших глазах проживают этот бесконечный миг, наполняя произведения отголосками мыслей и чувств, прячущихся в уголках дрогнущих губ, искорках в глубине смеющихся глаз...

Именно благодаря этому дару портрет королевы Виктории, ныне украшающий собою Букингемский дворец, знакомит нас скорее с её ипостасью романтической принцессы, а не грозной владычицы крупнейшей империи Земного шара. Свежесть и очарование юности соседствуют с твёрдой уверенностью взора и гордой осанкой. Чудесная работа, не так ли?

Франц Шротцберг, «Портрет Елизаветы Австрийской, герцогини Баварской»,1853
Франц Шротцберг, «Портрет Елизаветы Австрийской, герцогини Баварской»,1853

Францу Шротцберг выпала счастливая возможность написать портрет Елизаветы Баварской, или же просто Сисси, как называли её родные и близкие. Через год этой юной особе суждено будет стать императрицей Австрии. Её ожидает непростая, полная интриг и опасностей жизнь, во многом созвучная той бурной эпохе перемен, современницей которой ей предстояло стать. В конце концов линия её судьбы трагически оборвётся, став неисчерпаемым источником вдохновения для историков, литераторов и поэтов, падких на драматические сюжеты. Но всё это будет после. А пока что перед одним из лучших венских портретистов XIX столетия предстала одна из прекраснейших наследниц европейских престолов из всех когда-либо рождённых. По крайней мере, так утверждала народная молва.

Эта синергия красоты и таланта воплотилась в виде замечательного живописного произведения, своего рода квинтэссенции портретного искусства своего времени. Мастеру вполне удался исходный замысел, заключавшийся в придании образу героини лёгкости и чистоты, пусть и пошедших в явный ущерб фигуративной достоверности. И в этой невольной двойственности картины также можно отыскать немало символичного. Прямо как в тех самых темных тучах, что по воле автора сгущаются над головою наследницы баварского престола...

Тициан «Портрет Изабеллы д'Эсте»,1534–1536, холст, масло, МИИ, Вена
Тициан «Портрет Изабеллы д'Эсте»,1534–1536, холст, масло, МИИ, Вена

И снова перед нами творение Тициана. На сей раз стремительная кисть гениального венецианца запечатлела для потомков всю тяжесть властного характера будущей владычицы Мантуи. Впрочем, как и недюжинный ум этой удивительной женщины, определявшей судьбы мира с решимостью и прозорливостью, достойной всяческих превосходных степеней прилагательных. Данная работа приходится на период подлинного расцвета творчества Тициана. Обратите внимание, дорогой читатель, как небогатый спектр используемых мастером тонов лаконично и чётко выстраивает «иерархию» композиции, расставляя смысловые ударения ровно так, как это требуется для наилучшего раскрытия характера персонажа.

Андреас Мёллер, «Портрет эрцгерцогиня Марии Терезии в возрасте одиннадцати лет», 1727
Андреас Мёллер, «Портрет эрцгерцогиня Марии Терезии в возрасте одиннадцати лет», 1727

Мария Терезия... Просветительница, политический деятель, народная любимица и, наконец, просто красавица. Датский художник Андреас Мёллер создал портрет совсем ещё юной принцессы в своём «фирменном» стиле, не пожалев ярких красок и тщательно проработав детали окружения и фона. Но главное: отец-основатель жанра миниатюры и признанный мастер портретной живописи блестяще уловил открытый и живой взгляд, изящные но твердые очертания губ и непринуждённое благородство осанки молодой австрийской эрцгерцогине, свидетельствовавшие о незаурядном характере их обладательницы. И смог столь полно выразить их на своём полотне, что именно этим портретом сегодня принято иллюстрировать любой рассказ о юности легендарной императрицы. Чего стоит один только остроумный приём «игры на контрасте» верхней и нижней половин произведения, как бы знаменующих главенство гибкой натуры, доброго нрава и острого ума героини, читающихся на ее лице и как бы доминирующих как над уходящим в затемнение пространством пурпурного фона, так и над богатыми украшениями платья и даже королевской короной, расположенной позади Марии. Эта работа — не просто парадный портрет, но самое настоящее сбывшееся предсказание, сделанное великим живописцем.

Какой из представленных портретов произвел наибольшее впечатление на Вас, уважаемый читатель?

Автор Лёля Городная.

🎯Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!