Барочная гитара

18.02.2018

Предыдущие статьи:

История гитары с древнейших времён

Виуэла

Четырёххорная гитара

Критический сдвиг в эволюции классической гитары произошел в период барокко с установлением пятихорной гитары в качестве основного типа гитары. Большое количество репертуара для этого инструмента вместе с постепенным отказом от репертуара более ранней четырёххорной модели подтверждают этот факт.

Инструменты с формой, подобной гитаре, и содержащие пять хоров, существуют по крайней мере с конца 15-го века, о чём можно судить, например, по гравюре Marcantonio Raimondi, датируемой 1510 годом. Самый ранний источник гитарной музыки для пяти хоров — книга "Orphenica Lyra" Miguel Fuenllana. Большая часть музыки в этой публикации 1554 года предназначена для шестихорной виуэлы. Тем не менее, Fuenllana включил некоторые пьесы для инструмента, который можно опознать как пятихорную гитару, которую он называет "vihuela de cinco ordenes". Пятый хор появился в результате добавления хора к гитаре с четырьмя хорами, что описано Bermudo в его "Declaracion". Книга Bermudo была опубликована всего через год после книги Fuenllana и называет инструмент как "guitarra de cinco ordenes".

Важным аспектом гитарной музыки в эпоху барокко был переход от сложного контрапунктического стиля игры, модного в эпоху Возрождения, к новой музыке, в которой роль инструмента и требования к его игре стали проще. Этот факт, безусловно, облегчил обращение к инструменту, что привело к существенному увеличению числа гитаристов в европейских обществах.

"Monody" конца 16-го века из Италии и Испании, а также формы canzonette и villanelle привели к созданию системы записи музыки для гитары под названием alfabeto. Эта система была одним из основных нововведений, которое будет использоваться во всём барокко. Она использовала буквы алфавита и некоторые символы для обозначения различных аккордов. Обычно аккорд включал все пять хоров гитары.

Эволюция инструмента сильно связана с преобладающими стилями и музыкальными практиками Испании, Италии и Франции. Во времена эпохи барокко элементы, принадлежащие музыке именно этих стран, постоянно перемешивались в композициях для гитары с пятью хорами. Странствующая жизнь была обычна для музыкантов, и многие испанские, итальянские и французские композиторы покидали свою родную страну и проводили некоторое время в другой стране.

Этот космополитический контекст можно понять, рассматривая испанских композиторов Juan Aranies, Luis de Briçeño и португальца Nicolao Doizi de Velasco. Книга Juan Aranies "Libro segundo de tonos e villancicos a una, dos, tres, y quatro voces… con la zifra de la Guitarra Espanola a la usanza Romana" была опубликована в Риме в 1624 году. Книга Luis de Briçeño "Metodo mui facilissimo para aprender tañer la guitarra a lo Español" также была опубликована за пределами его родной страны и представляет собой первую публикацию для гитары с пятью хорами во Франции (Париж, 1626) . Книга композитора португальского гражданства Doizi de Velasco "Nuevo modo de cifra para taner la guitarra" (1640) была издана в Неаполе.

В результате всего этого, в эпоху барокко композиторы в своих произведениях часто объединяли несколько музыкальных стилей и использовали смесь различных музыкальных элементов.

По словам некоторых современных исследователей, испанские композиторы черпали вдохновение из самих инструментов; в случае с гитарой это создавало интересные, необычные краски и гармонии; испанская музыка была, как остаётся и по сей день, экзотически гибридной — бурной, идиоматической, прямой, чувственной и энергичной; итальянский стиль коренился в песне: он был виртуозным, экстравертным, выразительным и настроенным на простые живые ритмы, драму и контраст; французский стиль отражал танец: он был сдержанным, изящным, импрессионистским и склонен к сложным ритмам, элегантности, нюансам и отсутствию точной симметрии. Сообразно этой природе, "барочная гитара родилась в Испании, выросла в Италии и процветала во Франции".

Родиной барочной гитары действительно была Испания. В этой стране появляются самые ранние публикации музыки для инструмента, а сам инструмент упоминается как "chitarra spagnuola" как в Италии, так и во Франции. Публикация музыки для гитары с пятью хорами в Испании начинается с публикации Juan Carlos Amat "Guitarra Española de cinco órdenes" в 1596 году. Он был врачом по профессии, а его книга практически повествовала о том, как играть на гитаре аккордами "боем" (strumming). Эта книга была популярна среди широкой публики и выдержала несколько публикаций в семнадцатом веке. Возможно многие люди заинтересовались игрой на гитаре, заключив, что если немузыкант смог это сделать, то они, вероятно, смогли бы тоже. Доказательство популярности книги состоит в её различных изданиях до 1800 года.

Нередко люди, связанные с музыкой и её сочинением, были связаны с церковью. Самый выдающийся композитор для гитары 17-го века в Испании был Гаспар Санз (Gaspar Sanz). Он изучал теологию в University of Salamanca до поездки в Италию, где развил своё мастерство.

В 1674 году Санз опубликовал "Instrucción de Música sobre la Guitarra Española", книгу, которая считается самым всеобъемлющим гитарным трактатом своего времени. Она содержит музыку, которая подтверждает слияние таких стилей, как испанские Villanos, Españoleta, Canarios, и Jacaras, итальянские Tarantela, Saltaren и Baile de Mantua, а также некоторые стили других стран Европы, включая некоторые французские танцы. Она включает в себя как стиль игры расгеадо, так и пунтеадо, хотя преобладает последнее. Санз включил также описание figured bass (разновидность генерал-баса) для гитары с пятью хорами и интересный раздел о правилах написания фуг.

Современником Санза (и так же священником) был испанский гитарист и композитор Lucas Ruiz de Ribayaz. Всего через три года после Санза он издал "Luz y norte musical para caminar por las cifras de la guitarra Española y arpa, tañer, y cantar a compás por canto de órgano; y breve explicación del arte". В книге представлены основные руководства для гитары с пятью хорами и арфы. Пьесы в ней — танцы в таких стилях, как passacalles, canarios, jácaras и другие. На него большое влияние оказал Санз, что подтверждается обширными цитатами из книги Санза.

В книге "Poema Harmónico" Francesco Guerau (тоже священника), можно найти танцевальные типы, подобные тем, которые содержатся в книге Ribayaz. Большая часть этой книги состоит из пассакалий во всех тональностях и наборов популярных пьес, таких как jácaras, marizapolos и canarios. Книга была опубликована в 1694 году и не использовала в своей музыке аккорды "боем", все они были расписаны в нотации в стиле пунтеадо. Эта книга является первой публикацией, раскрывающей использование каподастра (называемого cejuela).

Во втором десятилетии восемнадцатого века, а точнее в 1714 году, еще один важный композитор, Сантьяго де Мурсия (Santiago de Murcia), опубликовал свою книгу "Resumen de Acompañar la Parte con la Guitarra". Де Мурсия, учившийся у Guerau между 1690 и 1700 годами, считается одним из лучших сочинителей музыки для пятихорной гитары. На него сильно повлияла французская школа, и он сочинил несколько инструментальных сюит, которые включали прелюдию, аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, часто сопровождаемые дополнительными танцами, такими как бурре, гавот, менуэт, пассакалия и чакона.

В конце 17-го века Antonio de Santa Cruz издал книгу "Libro donde se veran pazacalles de los ocho tonos i de los transportados", которая включала различные виды испанских танцев и набор пассакалий. Книга также иллюстрирует использование скордатуры (перестройки инструмента).

Тем временем в Италии появилась система alfabeto, впервые освещённая в книге "Nuova Inventione d’Intavolatura per sonare li balleti sopra la Chitarra Spagnuola, senza numeri e note" которая была издана итальянским композитором Girolamo Montesardo в 1606 году и посвящена сольной игре на гитаре.

Еще одно итальянское издание для соло-гитары — книга Foriano Pico "Nuova scelta di sonate per la chitarra spagnola", которая, вероятно, была опубликована через два года после выхода книги Montesardo.

В системе alfabeto использовались буквы, каждая из которых обозначала конкретный аккорд, который нужно было сыграть, когда он появлялся в табулатуре. Однако, эта система не коррелирует с современными обозначениями аккордов, распространёнными в популярной музыке, так как буквы в системе alfabeto не указывали на фактическую гармонию.

Alfabeto использовался в сочетании со стилем игры на гитаре, известным как rasgueado, что эквивалентно тому, что мы теперь называем "боем" (strumming). Такой стиль был проще, чем punteado (в Испании) или pizzicato (в Италии), в котором струны защипывались пальцами по отдельности. Паттерны боя часто указывались следующим образом: короткие вертикальные линии выше или ниже горизонтальной линии отображали направление, в котором будет играться аккорд. Буквы alfabeto помещались под или над линиями. Ритмические обозначения обычно помещались сверху.

В Испании существовали ещё две разные системы alfabeto — "Castilian" и "Catalan". Возможно, они там возникли, и их использование было ограничено этой страной. В этих системах аккорды обозначались цифрами вместо букв.

Giovanni Paolo Foscarini был первым важным итальянским композитором 17-го века для гитары, будучи также теоретиком и исполнителем на гитаре, теорбе и лютне. Его вклад состоит из пяти книг по гитаре. Его произведения являются весьма утончённой музыкой для этого периода.

Еще одна гитарная книга, о которой нужно упомянуть — "Vero e facil modo… la chitarra spagnola" Pietro Millioni & Lodovico Monte.

Популярность стиля rasgueado в первой половине 17-го века привела к развитию chitarra batente, инструмента, специально предназначенного для громкого исполнения и использования в музыке, которая подчёркивала ритмический аспект. Хотя нет точной информации о его происхождении, он, вероятно, появился как модификация обычных гитар с пятью хорами. У него было пять хоров из стальных струн, которые давали более громкий звук, чем жильные струны, и могли лучше держать строй на улице. В chitarra batente использовались лады, сделанные либо из металла, либо из кости. Chitarra batente ассоциируется с неаполитанской мандолиной и, возможно, использовалась с плектром. Считается, что она появилась где-то в 1740-х годах. Отсутствие специфического репертуара для этого типа гитары подтверждает идею о том, что она действительно использовалась для сопровождения в популярной и народной музыке.

Среди других композиторов итальянской гитары 17-го века — Giovanni Ambrosio Colonna, Fabricio Costanzo, Antonio Carbonchi, Nicolao Doizi de Velasco, Agostino Trombetti, Stefano Pesori, Angelo Michelle Bartolotti, Giovanni Battista Granata, Ludovico Roncali. Чрезвычайно влиятельным на рубеже 17-го и 18-го веков был итальянский композитор Arcangelo Corelli (1653 - 1713). Итальянский мастер был не гитаристом, а скрипачом. Тем не менее, его музыка глубоко повлияла на многих композиторов того периода.

В список значительных итальянских композиторов гитарной музыки входит также Francesco Corbetta (1615 - 1681).

Влияние Francesco Corbetta на развитие гитары подтверждалось как во Франции, так и в его собственной стране благодаря успешной деятельности его учеников. Один из них, Giovanni Battista Granata (1620 - 1687), стал его соперником в Италии и был известен как самый плодовитый композитор для гитары этого периода в этой стране. Его шесть пьес для "Chitarra Atiorbata", опубликованные в 1659 году, являются единственным печатным источником для этого инструмента, который имел дополнительные басовые струны, аналогично длинногрифным лютням этого периода.

Другим значимым именем в истории барочной гитары во Франции является Robert de Visée, ученик Francesco Corbetta. Его музыка считается самой утончённой в этом периоде, а его имя, как говорят, является апогеем гитары во Франции в свое время. Его наследие в истории гитары состоит из двух книг композиций для пятихорной гитары и еще одной, посвящённой лютне и теорбе.

Также почитаемым среди французских гитаристов был François Campion, который играл и на лютне. В 1705 году он опубликовал книгу "Nouvelles Découvertes Sur la Guitarre, Contenantes plusieurs suittes de Pieces sur huit manieres differentes d’accord", которая содержит несколько сюит в разных настройках.

И наконец, разговор о композиторах и публикациях для пятихорной гитары во Франции можно закончить на именах двух других композиторов: Anthoine Carré и Rémy Médard.

Популярность пятихорной гитары в Испании, Италии и Франции привела к распространению этого инструмента и в других регионах, таких как Англия, Скандинавия, Нидерланды, Германия (и Австрийская империя), Португалия, и даже Новый Свет. Гитарная практика в этих странах в основном была связана с тем, что было в моде в первых трёх странах.

Хотя в Англии гитарные издания не выходили активно, одно из выдающихся изданий всё же появилось в Лондоне в 1682 году. Это была книга итальянского музыканта Nicola Matteis "False consonance della musica per toccar la chitarra sopra all partie in breve...". Книга представляет собой обширный трактат в области игры генерал-баса. За два года до этой публикации еще один трактат по генерал-басу был написан Cesare Morelli, гитаристом, родившимся в Нидерландах.

Что касается строя барочной гитары, можно найти различные настройки. Настройка Miguel Fuenllana была такой же, как у шестихорной виуэлы, но без первого хора. Настройка Bermudo была похожа на четырёххорную гитару с добавленной струной, которая была на чистую кварту выше первого хора.

Gaspar Sanz представлял следующие две настройки в качестве предпочтительных в Испании, для игры по большей части боем, а не щипками:

aa / d'd '/ gg / bb / e'

Aa / dd '/ gg / bb / e' [e ' ].

На данный момент чёткая связь с настройкой современной гитары почти не просматривается. Существует и целый ряд других настроек барочной гитары, многие из которых реентерабельные.

Как уже отмечалось ранее, в течение 17-го века пятихорная гитара переживала огромный рост популярности. Этот инструмент было легче освоить, нежели чем лютню. Таким образом, любитель музыки, которому пришлось бы выдержать долгое путешествие в овладении лютней, мог с помощью техники rasgueado научиться сопровождать танцы и песни, популярные в то время, за гораздо более короткий период обучения на инструменте. Кроме того, хорошая лютня стоила намного дороже, чем пятихорная гитара.

Барочная гитара была популярна среди итальянской аристократии. Это пристрастие повлияло на искусство гитаристов, в результате чего появились инструменты, сделанные с высоким уровнем мастерства. Это можно наблюдать в экзотике используемых материалов, таких как слоновая кость, эбеновое дерево, жемчуг и даже золото, а также сложность деталей, обнаруженных в орнаментированных розетках. Италия была центром производства гитар в первые десятилетия 17-го века, пока спрос на инструменты, сделанные во Франции, не стал более распространенным в 1640-е годы. Ко второй половине века инструмент производился уже во многих странах Европы.

Были четыре важнейшие музыкальные формы в музыке для инструмента. Это были фолия, сарабанда, чакона и пассакалия. И Испания, и Италия были "колыбелями" этих четырёх форм, которые возникли примерно в 1600 году в популярной музыке этих стран. Книга Montesardo, изданная в 1606 году во Флоренции, стала отправной точкой документальной эволюции этих форм.

Итальянские композиторы особенно интересовались процессом вариации, результатом чего стало широкое использование этого приёма в фолии, пассакалии и чаконе. Приём rasgueado обеспечил идеальное оформление для развития этих форм, каждая из которых представляла собой конкретную последовательность аккордов и изображала повторение остинато одной и той же четырёхтактовой фразы (исключением была фолия). За тридцать-сорок лет эти формы получили более сложные гармонические рамки, а также увеличили свою ритмическую сложность.

В отличие от этого, полное подчинение вариационной форме не было характерно для сарабанды, по крайней мере, в Италии. Культурное пересечение между основными европейскими музыкальными центрами привело к появлению более позднего типа сарабанд, zarabanda francese, во втором десятилетии семнадцатого века. В своей эволюции сарабанда вышла из жёстких гармонических рамок в пользу свободной секционной структуры, которую мы знаем сейчас, и стала типичной во французских сюитах.

Следующим прямым шагом в эволюции инструмента стало появление шестиструнной гитары.

По материалам книги Júlio Ribeiro Alves "The History of the Guitar".