Найти в Дзене
Sexy Ballet

Эрик Брун. Часть 11

Предыдущие части: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10

Часть 11

1983-1986

Еще в первой половине 1970-х годов у Эрика началось постоянное сотрудничество с Национальным балетом Канады. Труппа была ему хорошо знакома с середины 1960-х, когда он ставил для них свою версию “Сильфиды” и “Лебединого озера”. А руководила канадцами старая знакомая Селия Франка, когда-то в юности вздыхавшая по Эрику еще в труппе Metropolitan Ballet в 1947-1949 годах. После ее ухода на пенсию в 1974 году, художественным руководителем Национального балета Канады стал британский танцовщик, бывший близкий друг Фредерика Аштона Александр Грант.

Канадцы были достаточно скромной и непритязательной труппой, собранной усилиями Селии лишь в начале 1950-х годов. Если сравнивать с блистательными двухсотлетними школами русского и датского балета или молодыми, но сильными труппами ABT и “Нью-Йорк Сити Балет” Джорджа Баланчина, канадцы были всего лишь на вторых ролях. Зато, в отличие от Швеции, где руководство Эрика так и не приняли, в Канаде на него смотрели как на бога, окружая уважением и вниманием. Что, несомненно, льстило.

Эрик с канадцами. Рядом с ним Вероника Теннант. Фото из интернета
Эрик с канадцами. Рядом с ним Вероника Теннант. Фото из интернета

В конце 1970-х Эрика все чаще можно застать в Торонто, хотя он числился всего лишь приглашенным балетмейстером. Эрику нравилось проводить классы в Канадской балетной школе. Его воспитанники вспоминают, что работать под надзором Эрика было сложно, но эффект не заставил себя ждать. Для них он даже поставил небольшой балет “Here We Come”. Хотя работа хореографа так и осталась не самой сильной стороной Эрика, этот непритязательный, но жизнерадостный балетик с группой мальчиков в матросских костюмах получил хвалебные рецензии, и до сих пор канадцы периодически стряхивают с него пыль и возобновляют на сцене. Вокруг Эрика вскоре сложилась группка студентов-подростков, которых он особо выделял.

“Мальчикам Эрика”, как их называли в глаза и за глаза, позволялось общаться с Эриком чуть более неформально, чем могли рискнуть старшие танцовщики. Многие из них запомнили эти годы на всю жизнь и до сих пор вспоминают Эрика Бруна с большой теплотой - его манеру вести класс, прохаживаясь вдоль станков и методично поправляя каждого, его звучный мягкий голос, его черную одежду и белые балетные туфли, его вечную сигарету и наброшенное на плечи махровое полотенце (всем известная привычка Эрика), и даже его черное кожаное пальто от модного итальянского дизайнера осталось в памяти учеников.

Кроме того, Эрику просто нравилось в Торонто. Он, объездивший весь мир, почему-то именно здесь чувствовал себя максимально комфортно и расслабленно. Его сестра Бенте - единственная из большой семьи, с кем он поддерживал отношения - тоже жила в Канаде.

При такой взаимной любви между Эриком и Канадой неудивительно, что, как только Александр Грант освободил кресло художественного руководителя в 1983 году, именно Эрик занял этот пост.

На первый взгляд, руководящая позиция в далекой Канаде была слишком скромной для великого Эрика Бруна. Рудольф Нуреев возглавлял труппу знаменитой парижской Опера. В Дании верховодил еще один современник Эрика Флемминг Флиндт. Тридцатилетнему Михаилу Барышникову достался американский АБТ.

Но нет никаких достоверных свидетельств того, что Эрик чувствовал себя обделенным судьбой. Он охотно взялся за дело, вникая не только в художественные вопросы, но и в финансовые и организационные. С его подачи была проведена непопулярная, но такая необходимая реформа обновления состава труппы — Эрик отправил на пенсию многих танцовщиков постарше, заменив их своими воспитанниками, в чьей достаточной выучке был уверен лично. Лучшие партии были отданы молодежи, которая со временем выросла в мировых звезд, как Карен Кейн (в наши дни она руководит Национальным балетом Канады) и Франк Огюстен. В репертуарной политике Эрик делал упор на классику, хотя современные балеты в Торонто тоже ставились, в том числе давались шансы начинающим хореографам.

Эрик в свой канадский период. Публикуется с разрешения @erikbruhnfans
Эрик в свой канадский период. Публикуется с разрешения @erikbruhnfans

Художественное руководство Эрика было динамичным и чрезвычайно плодотворным, но продолжалось недолго. После того, как ему десять лет назад прооперировали язву желудка, он, казалось, забыл о своих бесконечных недомоганиях, но приблизительно в 1985 году они вернулись. Эрик стал сильно терять вес, у него ухудшился аппетит, а кроме того, появился подозрительный кашель, хотя Эрик - с юности заядлый курильщик - пытался ограничить свою вредную привычку и перейти на более легкие сигареты, как озабоченно заметил один из его “мальчиков”. Осенью 1985 года он пересилил свое недоверие к докторам (после многих лет мучений с не диагностированной язвой оно было отчасти оправданным) и согласился на обследование, которое выявило рак легких.

Было ли это неожиданностью? Его отец, мать и, возможно, любимая тетя Минна, когда-то приведшая маленького племянника на вступительные испытания в балетную школу, умерли от онкологических заболеваний. А сам Эрик всю жизнь курил столько, что такой конец, увы, представляется закономерным. Конечно, циркулировали слухи и про СПИД, но лечащий врач и близкие Эрика однозначно их отрицают.

О своем диагнозе он, внешне держась совершенно как обычно, уведомил буквально нескольких близких людей. Эрик аккуратно привел в порядок свои дела и написал подробное завещание, в котором распорядился даже книгами из своей библиотеки (их надлежало продать на аукционе).

Весной 1986 года Эрик оказался на больничной койке. Оттуда он написал оптимистическое открытое письмо труппе, в котором делился планами на будущее и не выражал сомнений, что сам будет участвовать в их реализации… Но развитие болезни шло неумолимо. 1 апреля 1986 года Эрик умер в возрасте 57 лет. В последние часы рядом с ним находились его датский доктор и близкий друг Леннарт Пасборг, один из бывших партнеров - танцовщик и хореограф греческого происхождения Константин Пацталас и Рудольф Нуреев, специально прилетевший из Парижа. Как бы ни закончились их отношения и как бы травматично они ни протекали, Эрик оставался для Рудольфа идеалом и любовью всей жизни. Когда через семь лет Рудольф сам будет умирать, фотография Эрика будет стоять в изголовье его постели. Двоим из “мальчиков Эрика” всеми правдами и неправдами тоже удалось прорваться в больницу к постели умирающего (сам Эрик не хотел собирать вокруг себя толпы жалельщиков).

Эрик Брун был скромно похоронен в Дании, на кладбище в Гентофте, пригороде Копенгагена, в котором он жил с детства. Но память о нем живее всего именно в Канаде. Там регулярно проводится балетный конкурс имени Эрика, на учреждение которого он оставил средства в своем завещании. Всего три года он руководил Национальным балетом Канады, но, похоже, оставил там более глубокий след, чем даже в Дании, где родился, и в США, где так много танцевал.

Еще немного об Эрике Бруне на нашем канале:

Его лучшие партии

Его самые странные партии

Эрик вспоминает Алисию Алонсо

Каннский квартет - совместный проект Эрика Бруна и Рудольфа Нуреева

Про образ Эрика Бруна в спектакле Большого театра "Нуреев". Также рассматривается вопрос, был ли он викингом огромного роста.

Рекомендуем почитать