33,1K подписчиков

Колесно-гусеничный лафет для GPF

701 прочитал

История колесно-гусеничной САУ Christie 155 mm Self-Propelled Mount, вооруженной 155-мм пушкой M1917/M1918

Американского конструктора и изобретателя Джона Уолтера Кристи в основном знают как создателя колесно-гусеничного танка, ставшего прародителем советского БТ и английских "крейсеров". Между тем, этот танк, обессмертивший имя его создателя, на самом деле был вершиной творения позднего периода творчества Кристи. То, чем занимался изобретатель до того, обычно мало вспоминается. Это не очень-то справедливо, поскольку в реальности наиболее успешный период деятельности Кристи связан с первыми двумя десятилетиями XX века. Созданные им в конце 20-х - первой половине 30-х годов боевые машины являлись уже детищами человека, вдрызг поругавшегося с американскими военными, не желающего идти на уступки и поэтому, в конечном счете, и проигравшему.

Главный визави САУ Кристи - "самоходный лафет" от Holt.
Главный визави САУ Кристи - "самоходный лафет" от Holt.

Так было далеко не всегда. Да и танки изначально вообще не являлись для Кристи профильной работой. Его пусть начинался с судостроения, точнее, создания силовых установок для гражданских судов. Позже он начал разрабатывать узлы и агрегаты для военного судостроения, включая механизмы поворота башен эскадренного броненосца 1-го ранга USS Maine (BB-10). В начале XX века Кристи заболел автомобилями. Он построил несколько гоночных машин, став первым, кто достиг скорости 100 миль в час. Не менее интересно то, что его машины имели передний привод и поперечное расположение мотора. Занятия автоспортом едва не стоили ему жизни, тем не менее, на некоторое время автомобили стали главным бизнесом Кристи. Не преуспев в создании классических машин, изобретатель нашел золотую нишу в секторе пожарной техники. Мотоблоки Front Drive Motor Company, которые использовались на старых пожарных прицепах, были весьма популярны. Всего их изготовили около 600 штук, для того времени это очень приличное число. Возможно, бизнес развивался бы и дальше, но Первая мировая война изменила всё.

Christie Experimental S.P. Field Mount for 155 mm GPF Gun на испытаниях, осень 1919 года.
Christie Experimental S.P. Field Mount for 155 mm GPF Gun на испытаниях, осень 1919 года.

В 1916 году началось сотрудничество Джона Уолтера Кристи с американским Департаментом Вооружений. Первым результатом этой работы стало создание Self-propelled wheeled mount for 3-inch antiaircraft gun model of M1917. Это был колесный "самоходный лафет", который базировался на наработках по моноблокам Front Drive Motor Company для пожарной техники. Заказ 4 таких шасси стал для Кристи сигналом для полной переориентации на военные заказы. Выпускать моноблоки Front Drive Motor Company прекратила, что оказалось большой ошибкой. Не менее интересно то, что Кристи очень быстро перешел от колесных к колесно-гусеничным боевым машинам. Первой из них стала Christie Motor Carriage for 8-inch Howitzer, созданная в 1918 году. Эта самоходная платформа для 8-дюймовой (203-мм) гаубицы Mk.VI стала первой в мире колесно-гусеничной боевой машиной. Конструкция получилась дорогой, но при этом максимальная скорость достигала 26 км/ч. В то время ни один танк не развивал такую скорость. По итогам испытаний предполагалось заказать 350 таких САУ, но окончание войны перечеркнуло эти планы. Тем не менее, после окончания Первой мировой войны разработка колесно-гусеничных САУ продолжилась. Вершиной этих разработок стала серия САУ Christie 155 mm Self-Propelled Mount.

Машина в походном положении.
Машина в походном положении.

Вопрос механизации тяжелой артиллерии встал очень остро еще к началу Первой мировой войны. Неслучайно те же французы скупали все тягачи, в том числе и колесные, до которых могли дотянуться (включая и Knox Model 35, детище Гарри Нокса, будущего главного визави Кристи по танковой тематике). Вместе с тем, довольно быстро появилось понимание о необходимости "самоходного лафета", то есть специализированной САУ. Первыми такими САУ, еще колесными, были зенитные самоходные артиллерийские установки. Таковые имелись и в Русской Императорской Армии, причем еще в 1915 году. Преимущества у такой машины выглядели очевидными. Средняя скорость передвижения оказывалась выше гусеничного тягача, а времени на приведение в боевое положение тратилось гораздо меньше. Первыми такие "самоходные лафеты" заказали французы, а уже в конце 1917 года аналогичные машины заказали и американские военные. Для механизации были выбраны 8-дюймовая (203-мм) гаубица Vickers Mk.VIII, 155-мм гаубица M1917 (американская версия французской гаубицы Canon de 155 C modèle 1917 Schneider), 155-мм пушка M1917 (лицензионная копия французского орудия GPF) и 280-мм гаубица Schneider (она же Mortier de 280 modèle 1914 Schneider). В случае со 155-мм пушкой M1917 изначально выбрали самоходный лафет Holt, известный как Self-Propelled Caterpillar, Mk.II, for 155 mm Gun M1918 M1 (Filloux). Индекс M1918 означал GPF американского производства. Разработанная полковником Луи Фийю система была лучшим орудием в своём классе, но боевая масса 13 тонн вызывала массу проблем. Впрочем, построенный в 1918 году Self-Propelled Caterpillar, Mk.II, for 155 mm Gun M1918 M1 (Filloux) оказалась слишком медленной машиной. Тогда наступила очередь Кристи.

На колесном ходу она развила скорость до 32 км/ч, очень достойный показатель.
На колесном ходу она развила скорость до 32 км/ч, очень достойный показатель.

Летом 1919 года поступил заказ на аналогичную машину от Front Drive Motor Company. Изначально предполагалось, что Christie Experimental S.P. Field Mount for 155 mm GPF Gun будет представлять из себя перевооруженную версию Christie Motor Carriage for 8-inch Howitzer. Вместе с тем, Кристи прекрасно знал недостатки своей машины, поэтому полностью ее перепроектировал. Она получилась на 4 тонны тяжелее предшественницы, но при этом гораздо более совершенной. Машина получила 4-катковое шасси, при этом роль первого и последнего опорного катка выполняли ведущее колесо и ленивец. Центральные опорные катки были блокированы в тележку с пружинной подвеской, имел подвеску и ленивец. В качестве силовой установки использовался тот же 120-сильный мотор Кристи, что и на Christie Motor Carriage for 8-inch Howitzer. Пушка устанавливалась задом наперед, то есть ехала казенной частью вперед. Это чуть усложняло приведение САУ в боевое положение, зато сильно облегчало движение.

На больших углах возвышения требовалось рыть яму, куда уходила казенная часть орудия.
На больших углах возвышения требовалось рыть яму, куда уходила казенная часть орудия.

Очевидность преимущества колесно-гусеничного привода хорошо было видно по скоростным данным. При установленных гусеничных лентах максимальная скорость составляла 12,8 км/ч. Маловато, но у Self-Propelled Caterpillar, Mk.II, for 155 mm Gun M1918 M1 (Filloux) этот параметр составлял чуть больше 8,5 км/ч. При этом боевая масса машины Кристи, часто именуемой как Christie M1919 155-mm Gun Motor Carriage, составляла чуть меньше 20 тонн, а у детища Holt - 27,7 тонн. Максимальная скорость боевой машины Кристи на колесном ходу составляла 32 км/ч. Что не менее важно, это не просто ориентировочные данные. Опытный образец САУ построили в 1919 году, тогда же случился пробег из Хобокен в Нью-Йорк. 442 километра детище Кристи преодолело за 51,5 час, средняя техническая скорость составила 9 км/ч. В ходе специального 160-километрового пробега машина двигалась со средней скоростью чуть больше 21 км/ч, при этом максимальная скорость достигла 33,6 км/ч.

Первый образец 155 mm Self-Propelled Mount на испытаниях, Абердинский полигон, конец 1920 года.
Первый образец 155 mm Self-Propelled Mount на испытаниях, Абердинский полигон, конец 1920 года.

Естественно, из одних достоинств машина не состояла. Для начала, на Абердинском полигоне, куда далее попала Christie Experimental S.P. Field Mount for 155 mm GPF Gun, указали на чрезмерную массу машины. Это особенно ощущалось на пересеченной местности. Очень сложной оказалась процедура перевода с колесного хода на гусеничный и обратно, требовалась помощь большого объема расчета. Не очень удачной оказалась и коробка передач. Важным моментом было то, что при угле возвышения больше 30 градусов требовалось рыть яму, на Self-Propelled Caterpillar, Mk.II, for 155 mm Gun M1918 M1 (Filloux) такой проблемы не имелось. Впрочем, и для GPF тоже требовалось рыть яму при больших углах возвышения. Еще одна проблема заключалась в очень высокой стоимости машины. Она составляла 67500 долларов США, для сравнения, такова была стоимость 15 легких танков M1917. С учетом того, что дело происходило в ноябре 1919 года, когда финансирование уже рубанули, не очень серьёзная заявка на успех.

Патент на "подъемную" центральную секцию ходовой части.
Патент на "подъемную" центральную секцию ходовой части.

Надо сказать, что Holt Tractor Company не успокоилась. Совместно с арсеналом Рок-Айленд компания продолжала работы над своими гусеничными самоходными лефетами. Последняя из их совместных разработок, Self-Propelled Caterpillar, Mk.X, была построена в 1922 году, при этом скорость удалось повысить до 26,4 км/ч. Другой вопрос, что даже в исходном виде самоходный лафет Кристи выглядел перспективно. Об этом прямо заявляли американские военные по итогам испытаний. Поэтому в марте 1920 года последовал заказ на 3 улучшенных образца. В них предполагалось устранить имеющиеся недостатки, а также решить вопрос с переводом на гусеничный ход и наоборот.

Ходовая часть без опорных катков. Траки в положении для езды на колесном ходу.
Ходовая часть без опорных катков. Траки в положении для езды на колесном ходу.

Поставка улучшенных образцов, получивших обозначение Christie 155 mm Self-Propelled Mount, или же Christie Self-Propelled Mount for 155-mm Gun M1918, растянулась по времени. Первый образец был поставлен в ноябре 1920 года, еще два в начале 1921 года. Поэтому их иногда именуют как Christie M1920 155-mm Gun Motor Carriage и Christie M1921 155-mm Gun Motor Carriage. Реально эти машины были практически идентичными, разница между ними заключалась в мелочах вроде конструкции траков. Также один образец получил вооружение в виде пушки GPF (M1917), а на два поставили орудия M1918. Еще одним существенным отличием стала цена: она снизилась до 50000 долларов США, всё еще много, но почти на треть ниже предшествующей модели.

120-сильный мотор конструкции Кристи.
120-сильный мотор конструкции Кристи.

Кристи, надо сказать, весьма ответственно подошел к вопросу. Естественно, базисом осталась предыдущая конструкция, но отличий более чем хватало. Касалось это и ходовой части. Для начала, на машинах использовалось два типа траков. Помимо раннего, который перекочевал с машины 1919 года выпуска, поставили плоский трак, более удачный по конструкции. Еще одним нововведением стала система, которая на колесном ходу приподнимала две пары опорных катков. Нужно это было для того, чтобы САУ лучше управлялась при движении по шоссе. Данную систему Кристи запатентовал.

Процесс загрузки верхней ветви гусеничной ленты. На снимке один из двух образцов, поставленных в 1921 году.
Процесс загрузки верхней ветви гусеничной ленты. На снимке один из двух образцов, поставленных в 1921 году.

Еще одной идеей стала специальная система, которая предназначалась для перевода из гусеничного хода на колесный. С ее помощью нижняя половина гусеничной ленты затягивалась наверх, а верхнюю ветвь закрепляли над катками. Конечно, даже с такой системой перевод на колесный ход и обратно занимал приличный объем времени, но теперь не требовались усилия дюжины человек. Также машина стала существенно легче: боевая масса составила 18,15 тонн, конечно, военным хотелось бы ее снизить еще больше, но тоже неплохо. Скоростные данные остались примерно в тех же пределах, но с учетом снижения боевой массы машина стала увереннее двигаться по пересеченной местности.

155 mm Self-Propelled Mount неплохо себя показал на бездорожье.
155 mm Self-Propelled Mount неплохо себя показал на бездорожье.

Силовая установка осталась той же, что и ранее. Это был 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения, развивавший мощность 120 лошадиных сил. Одна интересная деталь: еще со времен первой колесно-гусеничной САУ Кристи использовал поперечное расположение силовой установки. Это позволяло снизить длину корпуса. Так что и с точки компоновочной схемы мотора Кристи также оказался новатором. В связи с тем, что имелись претензии к трансмиссии, ее перекомпоновали. Также на 10 см была приподнята орудийная система, что позволило увеличить угол возвышения без рытья ямы под машиной. Хотя на предельных углах наводки по вертикали все равно эту самую яму рыли.

Машину постоянно дорабатывали.
Машину постоянно дорабатывали.

Испытания Christie 155 mm Self-Propelled Mount продолжались вплоть до конца 1922 года. Шли они довольно успешно, правда, при этом у САУ имелся серьёзный противник. Речь идет о тандеме арсенала Рок-Айленд и Holt Tractor Company. Там решили пойти по довольно простому пути, а именно одновременному снижению боевой массы и повышению мощности мотора. В 1921 году на испытания вышла Self-Propelled Caterpillar, Mk.IX, чью боевую массу снизили до 21 тонны, а также поставили мотор мощностью 250 лошадиных сил. Таким образом удельная мощность превысила 10 л.с. на тонну. Всё бы ничего, но у машины была ахиллесова пята в виде тракторной ходовой части. Поэтому при такой высокой мощности скорость не превышала 25,6 км/ч. Год спустя появилась совершенно новая модель, Self-Propelled Caterpillar, Mk.X, с еще большим снижением боевой массы. Но скорость всё равно оказалась недостаточной - 26,4 км/ч. С ехидством можно заметить, что очень похожие страдания, спустя 10 лет, творились с легкими и средними танками Гарри Нокса. Они тоже сражались с танками Кристи, и у них тоже ахиллесовой пятой являлась ходовая часть тракторного происхождения.

В 1922 году педвеску ленивцев переделали.
В 1922 году педвеску ленивцев переделали.

Облегчением конструкции занимались и в отношении боевой машины Кристи. В 1922 году одну из машин чуть доработали, но скорее это было связано с улучшением работы передней подвески и увеличением углов горизонтальной наводки. В общем-то, даже в текущем виде Christie 155 mm Self-Propelled Mount являлась вполне удачной боевой машиной. Увы, появилась она не в то время. Дело в том, что начало 20-х являлось временем резкого сокращения финансирования военных разработок. Это привело к тому, что дальнейшего заказа на САУ Кристи не последовало. Эта история сильно испортила отношения с Кристи, и вот тут правда явно на его стороне. Christie 155 mm Self-Propelled Mount однозначно получилась лучшей САУ своего времени, которая вполне могла занять место в системе вооружения американской армии. Но не судьба. Помимо снижения финансирования, против этой машины сыграли скептические настроения, которые витали в начале 20-х годов. Консерваторы от артиллерии, которые в начале 20-х пришли на смену сторонникам механизации, считали, что самоходная артиллерия им вообще не нужна.

Список источников:

US NARA

www.landships.info

Фотоархив автора

Steel Steeds Christie: A Memoir of J. Walter Christie, Edward J. Christie, Sunflower Univ Pr, 1985

Другие статьи по американским гусеничным САУ:

Проекты легких американских истребителей танков GMC T20, T29 и T50

История создания американского легкого истребителя танков GMC T56 на шасси Light Tank M3A3

История создания американского легкого истребителя танков GMC T57 на шасси Light Tank M3A3

Установка 90-мм орудия T7 в самоходную артиллерийскую установку GMC M10

История создания истребителя танков Gun Motor Carriage T72, модернизации GMC M10, которая оказалась запоздалой

Эксперименты по установке оборонительного вооружения на САУ GMC M40

История создания самоходного миномета Mortar Motor Carriage T94, который базировался на шасси GMC M40

Взлет и падение истребителей танков

К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"