Классическая гитара перед началом 20-го века и в первой его половине

02.03.2018

Предыдущие статьи:

История гитары с древнейших времён

Виуэла

Четырёххорная гитара

Барочная гитара

На пути к шестиструнной гитаре

История гитары: гитара в 19-ом веке

На протяжении всей истории одним из основных ограничений гитары была её недостаточная громкость. Этот аспект исключал гитару из основных музыкальных кругов и ограничивал её участие даже в камерных составах. С появлением современной модели инструмента гитара расширила свои возможности в плане громкости.

Гитарные мастера искали способы улучшить инструмент, и наконец, появился человек, ставший известным как "отец современной гитары" — Antonio de Torres Jurado (1817 - 1892). Знакомство с гитаристом-композитором Julián Arcas (1832 - 1882) сыграло роль в карьере мастера: он посоветовал Торресу стать профессиональным лютье и подтолкнул его к совершенствованию инструмента. Торрес пришёл к выводу, что ключевым моментом была дека. Чтобы увеличить громкость, он сделал деку более тонкой и лёгкой, увеличил общий размер инструмента, а для прочности использовал веерную систему пружин внутри. Торрес, таким образом, отказался от хрупкого дизайна романтического периода и увеличил размер своих гитар до 65 см, что стало стандартом. Эти изменения привели к созданию более мощного инструмента, богатого тембрами.

Между 1852 - 1869 и 1875 - 1892 годами Торрес создал около 320 инструментов, установив стандарты классической гитарной конструкции, которые принимаются во внимание и в наше время. Хотя из других стран вышло множество выдающихся гитарных исполнителей и композиторов, гитара всегда сильно ассоциировалась с Испанией. После её упадка в 19-ом веке Испания логично стала местом её возрождения. Вклад Аркаса в этот процесс был не только в виде совета Торресу стать лютье: он также обучал человека, который был последним из "трёх сторон треугольника" участников модернизации гитары: Francisco Tárrega (1852 - 1909).

Вклад Тарреги в создание современной гитары состоит, во-первых, в расширении репертуара инструмента, и во-вторых, в пересмотре техники игры. Он оставил около 80 оригинальных произведений для гитары (которые постоянно исполняются гитаристами по сей день) и переложил более 100 произведений крупных композиторов, таких как Бетховен, Шуман, Шопен, Верди и Мендельсон, а также Альбенис и Гранадос. Исаак Альбенис, услышав транскрипции Тарреги собственной музыки, сказал, что предпочёл бы их некоторым из своих оригиналов для фортепиано.

В технике игры Таррега выбрал то, что было лучшим из оставленного его предшественниками, и адаптировал это к реальности нового инструмента. Он выступал за использование гитары на левой ноге, с подставкой для ноги. Использование мизинца, опирающегося на деку, было отменено именно Таррегой, что позволило правой руке действовать свободно, раскрывая тембровые характеристики инструмента. Он расширил концепцию аппликатуры в пользу выражения оттенков звуков. В течение 19-го века гитаристы использовали чаще всего аппликатуру в открытых позициях, с открытыми струнами. Таррега разработал тип аппликатуры, который использует весь гриф, похожий на тот, который используется в технике игры на скрипке, получив более тёплый и певучий звук, что позволило гитаре более детально отражать нюансы музыкальных фраз.

Одним из наиболее важных аспектов стиля игры Тарреги было использование скольжений, позволявших исполнять мелодические линии без цезур. С Таррегой также связано включение в гитарную технику звукоизвлечения с опорой. Все эти технические усовершенствования были отличительными признаками его стиля игры, задокументированного его учениками и поклонниками.

Таррега был краеугольным камнем в процессе восстановления популярности инструмента. Его имя также связано с важным эстетическим течением, известным как испанский романтизм, который отверг в частности итальянские влияния, чтобы восстановить национальную идентичность Испании, находившейся под французской династией почти полтора века, с 1700 по 1833 годы.

Нет документальных свидетельств для непосредственного анализа техники Тарреги, однако два его ученика, Miguel Llobet (1878 - 1938) и Emilio Pujol (1886 - 1980), оставили значительное количество записей (и книги), которые очень важны для понимания влияния Тарреги на развитие гитары.

Идеи Льобета, связанные со звукоизвлечением на гитаре, отличались от идей Тарреги, хотя он был самым выдающимся учеником последнего — его техника правой руки включала использование ногтей. Эмилио Пухоль в этом плане был согласен с Таррегой. Последний также занимался изучением старинной музыки, и его наследие сделало доступным для гитаристов работы Милана, Мударры, Санза и других композиторов. Помимо этого Emilio Pujol сочинил более 100 оригинальных произведений для гитары, был успешным преподавателем, выпустил книгу "Escuela Razonada de la Guitarra", и его педагогические работы используются и по сей день.

Вклад в историю гитары Andrés Segovia (1893 - 1987) настолько важен, что его имя ассоциировалось с гитарой точно так же, как имя Паганини — со скрипкой, а Листа — с фортепиано. В своей автобиографии Сеговия описывал себя как самоучку. На протяжении всей своей карьеры Сеговия проводил в жизнь пять конкретных целей, которые он изложил в выпуске №32 "Guitar Review" в 1969 году. Первой его целью было избавить гитару от старого клейма фольклорного инструмента. Второй — создание оригинального репертуара для инструмента. Он также предполагал увеличить уважение к гитаре среди филармонической публики. Еще одна цель — создание "объединяющей среды для тех, кто интересуется развитием гитары". В конечном счете, он стремился обеспечить блестящее будущее гитары, вставив её в музыкальные программы ведущих консерваторий мира.

За более чем пятьдесят лет своей карьеры Сеговия объездил весь мир, давая на гастролях более 100 концертов в год, а также с 1949 по 1977 годы выпустил около 40 пластинок. Пользуясь своей публичной известностью концертирующего виртуоза и своей решительностью, Сеговия устанавливал контакты с известными композиторами, побуждая их писать музыку для гитары, и в частности, специально для него.

Одним из таких композиторов был Federico Moreno-Torroba (1891-1982). Торроба писал для гитары в течение всей своей творческой жизни, обогатив репертуар гитары 80-ю произведениями, представленных импрессионистскими пьесами, сонатами, сонатинами, сюитами, танцами, композициями для четырёх гитар и произведениями для гитары и оркестра.

Помимо Торробы, с подачи Сеговии писали для гитары и другие композиторы. Среди них были Manuel Maria Ponce (1882-1948), Mario Castelnuovo-Tedesco (1895-1968), Joaquin Turina (1882-1949), Alexander Tansman (1897-1986) и Heitor Villa-Lobos (1887-1959). Знаменитые 12 этюдов последнего были посвящены именно Сеговии. Самым плодовитым для гитары из всех вышеперечисленных был итальянский композитор Марио Кастельнуово-Тедеско, который оставил для гитары около 100 пьес соло, дуэтов, включающих гитару, камерных произведений и гитарных концертов.

Список композиторов, которые писали для Сеговии, включает также такие имена, как Arnold Schoenberg (1874 - 1951), который в 1923 году написал Serenade Op.24 для кларнета, бас-кларнета, скрипки, альта, виолончели, мандолины, гитары и баритона, Egon Wellez (1885 - 1974), Frank Martin (1890 - 1974), Federico Mompou (1893 - 1987), Albert Harris (b.1938) и другие. Многие из написанных для Сеговии произведений так и не стали известны общественности. Например, в 2001 году итальянский гитарист и композитор Angelo Gilardino (b. 1941 ) обнаружил несколько рукописей работ, посвящённых Сеговии, в Andrés Segovia Foundation в Линаресе (Испания), которые никогда публично не исполнялись. Среди обнаруженных работ были такие авторы, как Jauhme Pahissa (1880 - 1969), Pedro Sanjuán (1886 - 1976), Gaspar Cassadó (1897 - 1966), Vicente Arregui (1871 - 1925), Cyril Scott (1879 - 1970), Raoul Laparra (1876 - 1943), Henri Martelli (1895 - 1980), Fernande Peyrot (1888 - 1978), Hans Haug (1900 - 1967), Aloÿs Fornerod (1890 - 1965).

Первым классическим гитаристом, сделавшим аудио запись, был парагвайский виртуоз Agustín Barrios Mangoré (1885 - 1944) — один из самых значительных гитаристов-композиторов 20-го века. Интересно, что его критиковали за использование металлических струн и репертуар, основанный на эстетике 19-го века. Барриос был художником, чья идентичность находилась в диаметрально противоположном положении от тенденций его времени. Тем не менее, искренность его стиля и его настойчивость позволили ему занять привилегированное положение в истории современной гитары. Хотя он сочинил более 300 пьес для гитары, сохранилось только около трети его наследия.

Среди гитаристов, которые имели более скромную карьеру, но ни в коем случае не менее высокого качества — австрийская гитаристка Luise Walker (1910 - 1998), аргентинка Maria Luísa Anido (1907 - 1996), уругвайская гитаристка Josefina Robledo (1887 - 1931), кубинец Rey de la Torre (1917 - 1994), испанцы Narciso Yepes (1927 - 1997), Ángel Iglesias (1917 - 1977), Daniel Fortea (1878 - 1953), Regino Sainz de la Maza (1896 - 1981). Последнему посвящён самый популярный концерт 20-го века "Concierto de Aranjuez" Joaquin Rodrigo (1901 - 1999). Хотя композитор никогда не владел гитарой, он стал одним из самых престижных гитарных композиторов 20-го века.

Существенное продвижение гитары произошло после 1947 года с появлением нейлоновых струн.

Еще одним событием, способствовавшим популяризации гитары, было изобретение электрогитары. Хотя репертуар электрогитары связан в основном с рок-музыкой, джазом и другими популярными стилями, инструмент имеет ту же логику, что и классическая гитара. Нередко можно найти классических гитаристов, которые начали играть на электрогитаре, а затем проявили интерес к классической гитаре.

Статус гитары в первой половине 20-го века необходимо понимать в контексте появления новых технологий, которые безвозвратно изменили нашу жизнь. Усовершенствования, связанные с транспортом, позволили легко общаться с аудиторией в любых точках мира, а появление средств массовой информации, телевидения, радио и звукозаписывающей промышленности расширили возможности до уровня, который был до этого невообразимым.

По материалам книги Júlio Ribeiro Alves "The History of the Guitar".