Найти в Дзене
Учи легко

Как я учу деток математике. Часть 3. Вычисления в пределах 10.

Ребёнок легко определяет "на глаз" до пяти предметов (без счёта - часть 1). Ребёнок понимает значение каждой цифры и числа от 1 до 10 и знает письменные цифры (часть 2). Переходим к части 3. Вспомним основные принципы.

  1. Учим постепенно (не всё сразу);
  2. Новые знания даём в темпе ребенка;
  3. Учим в интерактиве (наглядно– действенный метод);
  4. Знания закрепляем (не бросаем, не бежим сразу к новой теме);
  5. Выученное повторяем.

Из вычислений первое, чему мы учим, это сложение и вычитание. Причём не учим и сложению, и вычитанию за один урок. Если говорить по простому, то сложение- это естественное, прямое действие. Вычитание- это действие, обратное сложению. То есть как сложение, только наоборот. Сложение, умножение, возведение в степень- это примеры прямых действий. Вычитание, деление и поиск корня- это обратные действия. Так вот, обратные действия обычно даются детям чуть сложнее, чем прямые. А иногда прям туго даются. Поэтому сначала учим сложению, а потом вычитанию.

Каждое занятие начинаем с разминки. Повторяем то, на чём будем основывать урок сегодня. Так как мы учимся прибавлять и вычитать в пределах десятка, то повторим с ребенком первые 10 чисел. Можно показывать ему цифры на карточках, а он – предметы. Или наоборот, вы ему показываете предметы, а он – соответствующую карточку с числом.

Далее мы к каждому числу прибавляем 1. Только 1! Не нужно всё сразу. Берём одну счётную палочку, спрашиваем, сколько палочек в руке. Ребёнок отвечает "одна". Записываем на листе бумаги "1". Берём палочку в другую руку. Спрашиваем, сколько палочек здесь. Ребёнок снова отвечает, что палочка одна. Теперь соединяем палочки вместе.

-Что я сделала?
-Соединила палочки вместе (подвинула одну к другой/положила из рядом и т.п.- главное, что ребенок понял смысл действия- сложить, соединить)
-Да, я их сложила. Это записывается вот так "+" (получается запись 1+). Сколько палочек я прибавила? (Здесь можно показать ту палочку, которую вы прибавляли, чтобы ребенок понимал, о чём речь)
-Одну
-Запишем (получается запись 1+1). Сколько получилось палочек?
-Две
-"Получилось" запишем таким значком "=", он называется "равно". И у нас получилось два. Запишем (на листе запись:1+1=2). Почитаем (показываем пальцем каждую цифру, плюс и равно): один плюс один равно два. Прочти ты сам этот пример.

Теперь покажем две палочки в одной руке и одну палочку в другой. Снова спросим, сколько в каждой руке палочек. После ответа ребенка соединим их. Спросим у ребенка, что мы сделали. Потом запишем 2+1.

-Как мы это почитаем?
-Два плюс один
-И сколько у нас получилось?
-Три

Дописываем, чтобы получилось 2+1=3, читаем запись. И так каждый пример. Их всего девять: 1+1; 2+1; 3+1; 4+1; 5+1; 6+1; 7+1; 8+1; 9+1.

-2

В конце занятия задайте ему задачку про него же самого. Мою дочь зовут Ева, поэтому напишу про неё для примера.

У Евы было три карандаша. Миша дал ей ещё один карандаш. Сколько карандашей стало у Евы?

Задачу можно нарисовать, слушать реальную сценку по условию задачи или просто взять карандаши и прорешать на них. Либо, если пойдет легко, можно без подпорок. Но то, что нам кажется элементарным, для ребенка может быть очень сложным. Поэтому не перегружайте его.

На следующий день по этому же принципу вычитаем по одному. Начинаем с примера 2-1. Далее 3-1; 4-1; 5-1; 6-1; 7-1; 8-1; 9-1; 10-1. И даём одну-две задачки.

На третий день не берём новые числа! Объединяем сложение и вычитание 1. Больше работаем устно, даём больше простых задач, которые просто решаются. Не подойдут хитрые задачи, типа "Росло насколько цветов. Когда сорвали один цветок, то осталось 4 цветка. Сколько цветов росло сначала?". Решается, вроде, легко. Но понять как решить такую задачу, очень сложно. Даём не хитрые, простые задачи. Цель – чтобы ребенок понял практичность арифметики. И задачки устно интереснее решать, чем примеры.

Обычно во время устных таких работ я записываю, как ученик решает задачу. Это поможет зрительно запомнить оформление задачи. А ещё крепче будет понимание, как решать такие задачи.

Вот мы прошли +/- 1. Так же учим +2, потом -2. +3 и -3 и т.д. В конце знакомится с цифрой и числом 0. Пробуем прибавлять ноль и вычитать его. Затем вычитаем число полностью 1-1; 2-2 и так до 10-10. На этом вычисления в пределах 10 мы выучили! Всего третий уровень может занять 2-3 месяца регулярных занятий. Если ребенок ещё дошкольник, то лучше заниматься четыре раза в неделю. Тогда к вас получится около пяти месяцев занятий.

Успехов!

Совуетую также:

Статья: Почему мы решили учить детей дома и не отдавать их в школу?

Часть 1. Как я начинаю учить деток математике.

Часть 2. Знакомство с первым десятком.

Часть 3. Вычисления в пределах 10.

Часть 4. Числа второго десятка (от 10 до 20).

Часть 5. Вычисления в пределах 20.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
От алгоритма до абсурда: неумение считать становится нормой. Про отличницу и умножение
"Ну хорошо, она умножает двадцать пять на два в столбик. Пускай! Но как у неё в ответе получилось 65,5?! Этого ведь не может быть!" – такие комментарии мне довелось читать недавно, когда я поделилась вопиющим случаем неумения считать. И сегодня попытаюсь рассказать неверующим читателям, насколько низкий уровень счёта (и устного, и письменного) у некоторых школьников. *** Восьмиклассницу привела к репетитору (автору канала) её тётя. Сама девочка проблему осознаёт. Несмотря на пятёрки и четвёрки по алгебре и геометрии, ученица отдаёт себе отчёт в том, что она в математике слаба...
Вас может возмутить непривычный вид таблицы умножения. Но он точно поможет школьникам подружиться с математикой
Штампы, правила, шаблоны и границы – вот что мешает нашим школьникам дружить с науками. Слишком всё заумно, научно, ненатурально в обучении. За ворохом отчётности, контроля и школьного формализма мы потеряли главное – красоту и гармонию математики. Лето большое, товарищи. Будем искать. Начнём с больной темы. С таблицы умножения. Сколько раз уже обсуждали, сколько копий поломано в комментариях, сколько слов наговорено в запале! Сейчас опять о ней поговорим. Покажу, какую таблицу я, репетитор, использую...
"Боюсь математику, и учитель валит. А посажу-ка я его!" К чему привела изобретательность ученицы
Расскажу печальную историю своего коллеги - учителя математики. С его разрешения. Но для начала немного статистики. Более половины российских школьников боятся математики. У 53% учеников наблюдается тревожность и напряжение при решении задач, примеров и в работе с числами в обычной жизни. Например, при подсчёте суммы в магазине или при записи телефонного номера. Это данные исследования от Российской академии образования. Про напряжение при решении задач соглашусь. Очень многие родители негодующе обращаются ко мне: не могут решить задачку 2 класса...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты