2115 subscribers

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

<100 full reads
134 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 43% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Летчики-истребители авиации Австро-Венгерской империи в Первой мировой войне показали себя умелыми и напористыми бойцами. За годы войны в ВВС Австро-Венгрии титула аса добились 49 австрийских пилотов, на их общем счету числится 477 уничтоженных вражеских самолетов. Из них 260 побед (фактически половину!) одержали 14 лучших асов, имевших по 10 и более побед. И более половины от этого числа побед лучших асов (141) приходится на «великолепную пятерку» - пятерых самых выдающихся летчиков Австро-Венгерской империи!

Австро-Венгрию в то время часто называли «Лоскутной империей», ведь она включала в себя множество народностей. Эта «лоскутность» полностью отразилась и на составе «великолепной пятерки»: в нее входили австриец, поляк, венгр, полуполяк – полуангличанин и получех – полуитальянец. Но мы здесь из-за ограниченного формата Дзена, и чтобы не утомлять читателей, рассмотрим только троих из них – самых результативных, на общем счету которых числится 95 побед…

BRUMOWSKI Godwin (35 побед)

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

Годвин Брумовски (1889-1936) – поляк, уроженец польских земель, в 18-м веке оказавшихся во владении Австро-Венгрии. Сын генерала австрийской армии, Годвин пошел по стопам отца, и встретил начало 1-й мировой войны кадровым офицером артиллерии. В сражениях против русских войск он выказал отвагу и стойкость, а весной 1915 года Брумовски перевелся в авиацию. Уже с июля он летал наблюдателем на самолете командира Flik-1 Отто Йинды, зарекомендовав себя одним из лучших наблюдателей австрийской авиации. А как истребитель Годвин впервые отличился 12 апреля 1916 года: во время наступления войск генерала Брусилова огнем своего бортового пулемета сбил подряд два российских Морана.

В конце 1916 года Брумовски с отличием окончил курс летной подготовки и стал пилотом. Сначала он в составе истребительного отряда Flik-12 воевал на итальянском фронте, а в феврале 1917 года Брумовски был назначен командиром отряда Flik-41J. Стажировку на командную должность Годвин проходил на Западном фронте в германской эскадрилье Jasta-24, причем несколько вылетов он совершил вместе со знаменитым «Красным бароном» - Манфредом фон Рихтгофеном.

Вернувшись в апреле со стажировки, Брумовски лично подобрал в свой отряд новые кадры, и вскоре его эскадрилья стала считаться лучшей австрийской авиачастью на итальянском фронте. Сам Годвин тоже быстро набирал свой личный счет, уничтожая один итальянский самолет за другим. К осени 1917 года его красный аэроплан уже был хорошо известен итальянцам, и одним своим видом повергал их в шок. За 16 месяцев непрерывной боевой работы Годвин Брумовски уничтожил 26 вражеских самолетов и 4 аэростата. Последнюю свою победу Брумовски одержал 20 июня 1918 года: сбил в районе Монтелло итальянский дальний разведчик Ансальдо SVA-5. Через пять дней Годвина отозвали с фронта, и больше участия в боях он не принимал, до конца войны проработав в штабе ВВС.

Всего за время участия в войне гауптман Годвин Брумовски совершил 439 боевых вылетов, в которых ему удалось одержать 35 подтвержденных и 8 неподтвержденных побед. Достигнутые успехи сделали Брумовски самым результативным асом Австро-Венгерской авиации.

ARIGI Julius (32 победы)

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

Юлиус Ариги (1895-1981) родился в семье чешки и итальянского эмигранта. В 1913 году Ариги завербовался в артиллерию австрийской армии, а вскоре перевелся в воздухоплавательную команду, став наблюдателем привязного аэростата. Одновременно Юлиус учился управлению аэропланами, и уже весной 1914 года рядовой Ариги стал пилотом разведывательного самолета (в то время должность «извозчика» – пилота - предназначалась для нижних чинов, для офицеров резервировалась «чистая» работа наблюдателя).

В начале войны пилот двухместного аэроплана «Лонер» отряла Flik-6 Юлиус Ариги совершил ряд глубокий рейдов в тыл противника. В одном из вылетов из-за поломки мотора ему пришлось совершить аварийную посадку на вражеской территории; экипаж попал в плен. Но через некоторое время Юлиусу, которого из-за его технических познаний черногорцы привлекли к работе в гараже, удалось бежать: в январе 1916 года Ариги вместе с пятью товарищами угнал лимузин самого принца Николая Черногорского. После стремительной гонки по горным дорогам беглецы прорвались через линию фронта, и оказались на австрийских позициях…

Истребительную карьеру Ариги начал необычно. 22 августа 1916 года он вопреки запрету начальства взлетел на перехват шестерки итальянских Фарманов, бомбивших порт Дураццо. В течение 30 минут он кружил на тяжелом двухместном Ганза-Бранденбурге вокруг медлительных итальянцев, поливая их пулями из закрепленного над верхним крылом пулемета; его стрелок сержант Йоганн Ласи так же вел огонь по врагу из бортового оружия. В результате было сбито 5 из 6 бомбардировщиков! Это был уникальный случай: в первом своем воздушном бою разведчики одержали сразу пять побед, став асами - и это на тяжелом двухместном аэроплане!

А в сентябре Ариги одержал победы еще над двумя итальянскими самолетами, и командование решило использовать этого пилота более рационально. Юлиуса направили в истребительную Flik-55J. Здесь за год участия в боях Юлиус довел свой счет до 25 воздушных побед - к концу 1917 года Ариги стал одним из лучших пилотов Австро-Венгрии. В апреле 1918 года Ариги перевели на албанский фронт - на этом фронте Юлиус и воевал до конца войны. Летом 1918 года император Австро-Венгрии при личной встрече присвоил сержанту Ариги офицерское звание – случай уникальный: в австро-венгерской армии система иерархии играла огромнейшую роль. Тому, кто не был офицером, трудно было сделать блестящую карьеру и невозможно получить высшие награды империи. Наградой же Ариги стал новейший истребитель Авиатик-Берг D.I, подаренный летчику императором. На этом самолете Юлиус и завершил войну, доведя свой счет до 32 воздушных побед.

FIALA-FRENBURG Benno (28 побед)

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

Выпускник высшей технической школы австриец Бенно Фиала-Френбург (1890-1964) в 1910 году добровольцем вступил в артиллерийский полк австро-венгерской армии. На службе ему довелось познакомиться с командиром первой австрийской авиачасти Эмилем Уцелаца, который и сагитировал молодого человека перейти в авиацию. В результате начало 1-й Мировой войны Бенно Фиала встретил пилотом Flik-1, и с первого дня боев он занялся разведкой передвижения войск неприятеля.

Но впервые Бенно отличился в воздухе, а на земле. Когда российские войска в Галиции начали неудержимое наступление на Австрию, Фиала поручили руководить поездом, вывозившим в тыл запчасти для самолетов его подразделения. Однако из-за стремительного наступления русских поезд попал в окружение. Под обстрелом русской пехоты машинист был ранен, и поезд стал замедлять ход. Ситуация казалась безнадежной – русские солдаты уже бежали к составу. И тут Фиала выскочил из своего вагона и под свистящими вокруг пулями бросился к паровозу. Несмотря на полученное ранение, он добрался до будки машиниста и дал полный ход. Благодаря героизму Бенно поезду удалось вырваться из окружения…

После года с лишним полетов на разведку на Русском фронте Бенно Фиала перевели на Итальянский фронт - во Flik-19. И там Фиала, летая над самыми окопами противника, тоже быстро зарекомендовал себя прекрасным корректировщиком артиллерийского огня. В этот период он и одержал первую свою воздушную победу (29 апреля 1916 г.). А 4 мая Бено отличился особо: сбил огромны итальянский дирижабль М-4.

В 1917 году Фиала окончил курсы акробатического пилотажа и был направлен в истребительную эскадрилью Flik-41J. Теперь, занимаясь исключительно охотой за аэропланами, Бенно стал быстро наращивать свой счет. Одной из наиболее выдающихся его жертв стал пилот 66-го британского эскадрона лейтенант Алан Джерард, имевший высшую награду Великобритании – «Крест Виктории». Когда в сентябре 1918 обер-лейтенанта Фиала отозвали с фронта на штабную работу, на его счету было уже 28 воздушных побед, и он имел высшую награду Австрии - орден Леопольда.

Другие статьи канала на тему «Асы 1-й мировой войны»:

Асы 1МВ: тройка лучших американцев USAS

Асы 1МВ: пятерка лучших американских наёмников

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

1МВ: тройка лучших французских асов

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

1МВ: тройка лучших асов Италии

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории