33,3K подписчиков

Полуныряющая трешка

2,8K прочитали

История Pz.Kpfw.III Ausf.M, последней крупносерийной версии Pz.Kpfw.III

К началу Второй мировой войны большинство армий мира испытывало острый дефицит в средних танках. Так сложилось, что в межвоенный период средние танки находились на вторых ролях. Причин тому масса. Это и, зачастую, неправильно заданное направление развития, и более высокая, чем у легких танков, цена, и более высокая масса. В случае с последним параметром нередкими были случаи, когда перегруз по массе превращал легкий танк в средний. Далеко ходить не надо, именно так родились Medium Tank Mk.I и Mk.II. Изначально легкие, они получились настолько большими и тяжелыми, что вскоре их записали в средние танки. Правда, броневая защита осталась от легкого танка. Проблема перегруза в принципе была одним из ключевых факторов, почему средние танки часто не получались. Немцы в этом плане не стали исключением из правил. Правильнее даже говорить о том, что немецкий танк, вписавшийся в заданные требования по массе, являлся исключением из правил. Именно такая история произошла с Z.W., средним танком, более известным как Pz.Kpfw.III.

Один из первых Pz.Kpfw.III Ausf.M. этот танк имеет "воротник" вокруг орудийной установки. В крупной серии он не использовался.
Один из первых Pz.Kpfw.III Ausf.M. этот танк имеет "воротник" вокруг орудийной установки. В крупной серии он не использовался.

Историю создания Pz.Kpfw.III можно сформулировать как "что вы знаете о боли и страданиях". Первые четыре версии танка оказались опытными, поскольку ходовая часть получилась далеко не идеальной. Что-то похожее на серию появилось уже в 1939 году. Справедливости ради, остальные страны, в большинстве своём, страдали со средними танками ничуть не меньше. К концу 1940 года танк доделали, это существенно повлияло на объёмы выпуска. В 1941 году Pz.Kpfw.III оказался изготовлен впечатляющей серией в 1713 машин, при этом танк оказался вполне удачным. К началу 1942 года ресурсы развития Z.W. подошли к концу, тем не менее, именно 1942 год стал пиком производства Pz.Kpfw.III. Всего за 1942 год сдали 2605 штук, при этом танк разрастался с точки зрения различных модификаций. Среди них оказались и весьма специфичные варианты.

Поздние Ausf.L и ранние Ausf.M можно отличить по корме.
Поздние Ausf.L и ранние Ausf.M можно отличить по корме.

В 1940 году на свет появился Tauchpanzer III, специальная версия танка, предназначенная для операции "Морской Лев". Высадки в Англии не состоялось, тем не менее, повоевать Tauchpanzer III довелось. При этом зачастую полностью нырять не требовалось, вполне хватало возможностей преодоления глубоких бродов. Если для обычного Pz.Kpfw.III пределом погружения было 800 мм, то Tauchpanzer, даже без водоходного оборудования, мог преодолеть куда более глубокий брод. Всё это навело на мысль о создании Pz.Kpfw.III с улучшенными характеристиками преодоления брода. Так на свет появился Pz.Kpfw.III Ausf.M, последний массовый вариант танка, который строился с нуля.

Переделанная выхлопная система существенно увеличила высоту преодолеваемого брода.
Переделанная выхлопная система существенно увеличила высоту преодолеваемого брода.

К февралю 1942 года стало ясно, что Pz.Kpfw.III Ausf.K, дальнейшее развитие шасси Z.W., так и останется на бумаге. Дело в том, что боевая масса танка не только подошла к отметке 23 тонны, но и с запасом ее преодолела. Требовалась существенная переделка ходовой части, чего делать не хотели. Поэтому танк остался на бумаге, башню с 75-мм пушкой KwK 40 L/43 приладили на Pz.Kpfw.IV Ausf.F, а работы по сменщику Pz.Kpfw.III форсировали. Впрочем, все понимали, что работы по будущему Pz.Kpfw.Panther - вещь небыстрая, посему выпуск Pz.Kpfw.III не просто продолжили, а форсировали. Следует также отметить, что перспективные танки предполагалось оснащать штатным набором средств подводного вождения. Делать полностью "подводным" Pz.Kpfw.III не стали, но дополнительное оснащение он всё же получил.

Также машины получили крышки, которыми закрывались воздухозаборники на надмоторной плите.
Также машины получили крышки, которыми закрывались воздухозаборники на надмоторной плите.

Новая версия танка, заказ на которую поступил в феврале 1942 года, получила индекс Pz.Kpfw.III Ausf.M. Впрочем, она относилась ко всё той же 8-й серии Z.W., объяснялось это тем, что корпус и башня не несли радикальных изменений. Самые последние Pz.Kpfw.III Ausf.L были очень похожи на самые первые Ausf.M, но имелось две детали, которые тут же говорили о том, что перед вами новая машина. Самая видимая - это новая выхлопная система. Глушитель сделали единой деталью и внесли максимально вверх. Также его снабдили своеобразным шноркелем, чтобы вода не попадала внутрь. Что-то похожее можно увидеть на втором опытном образце VK 30.02 (M), но "Пантеры", перед запуском в серию, глушителя лишились. Вторая деталь хорошо известна по Tauchpanzer III. Речь идет о крышках, которыми закрывались воздухозаборники на надмоторной плите.

Этот экземпляр отправился в Венгрию. Типовые Ausf.M выглядели похожим образом.
Этот экземпляр отправился в Венгрию. Типовые Ausf.M выглядели похожим образом.

В отличие от Tauchpanzer III, у Pz.Kpfw.III Ausf.M никаких резиновых кожухов снаружи не торчало. Тем не менее, была проведена работа по обеспечению герметичности корпуса и башни. Другое дело, что все мероприятия проводились, можно сказать, в скрытом режиме. Все детали ванны и подбашенной коробки корпуса, через которые могла проникнуть вода, получили резиновые прокладки. Также внутренние кожухи получили смотровые приборы, антенный порт и так далее. Получили прокладки и детали башни, через которые могла проникнуть вода. Вообще кожух для орудийной установки проектировался, но в серию он не пошел. Причина очевидна - слишком быстрый выход из строя. Водонепроницаемыми сделали передние и задние фонари, впрочем, их ввели еще на Pz.Kpfw.III Ausf.L.

Несколько неожиданная проверка на водоходность. Первые Pz.Kpfw.III Ausf.M пошли в бой к концу 1942 года.
Несколько неожиданная проверка на водоходность. Первые Pz.Kpfw.III Ausf.M пошли в бой к концу 1942 года.

Несмотря на то, что полноценного комплекта подводного хода танк не получил, бесполезной проведенную работу точно не назвать. Глубина преодолеваемого брода выросла до 1,6 метров, это весьма приличный показатель. С такими данными танк мог спокойно преодолевать вброд неглубокую речку. Практика показывала, что типовой водной преградой были именно такая глубина. Это позволяло, прямо с марша, форсировать водную преграду, не теряя драгоценного времени. Вещь нужная, другое дело, что всему своё время. Pz.Kpfw.III Ausf.M начали производить в октябре 1942 года, когда форсирование водных преград было не особо актуальной вещью. Да и до начала выпуска Pz.Kpfw.Panther Ausf.D оставалось совсем недолго.

Наиболее массово танки данной версии использовались в 1943 году.
Наиболее массово танки данной версии использовались в 1943 году.

Можно сказать, что Pz.Kpfw.III Ausf.M сильно не повезло. Во-первых, начало выпуска чуть задержалось в связи производством "артиллерийской" версии Pz.Kpfw.III. Она получила индекс Pz.Kpfw.III Ausf.N, и это тот случай, когда машина с более "поздним" индексом пошла в серию раньше. Причем прилично так раньше - на 3 месяца (с июля 1942 года). Во-вторых, Ausf.M постоянно "дербанили" на другие версии. Часть шасси ушло на изготовление Pz.Kpfw.III Ausf.N, 100 танков выпуска MIAG направили на изготовление огнеметных танков Pz.Kpfw.III (F). Наконец, некоторое число шасси пошло на изготовление StuG 40 Ausf.G.В результате с октября 1942 по февраль 1943 года сдали 517 танков данного типа. Последним из них стал танк с номером шасси 76278, сданный MNH. При этом тот же MNH сдавал Pz.Kpfw.III Ausf.N аж до августа 1943 года. Как говорится, что такое не везет.

С мая 1943 года танки стали получать бортовые экраны.
С мая 1943 года танки стали получать бортовые экраны.

В связи с тем, что танки данного типа сдали поступать в строевые части ближе к концу 1942 года, под Сталинград Pz.Kpfw.III Ausf.M не попали. Весьма активно они применялись под Харьковом, да и в Тунис успели. Последнее можно расценивать как форменное издевательство. Конечно, в сезон дождей отчасти водоходность пригодилась, но вообще такой танк, и в Африку... Повоевал танк вполне прилично, на снимках сражений 1943 года нет-нет, да промелькнет танк с характерным глушителем и 50-мм пушкой. Тем не менее, время его уже подходило к концу. Лебединой песней Pz.Kpfw.III стала операция "Цитадель", уже к ней танки данного типа уступили по массовости Pz.Kpfw.IV. Летом 1943 года состоялся дебют "Пантер", после этого Pz.Kpfw.III начали быстро уходить на второй план.

Один из трех Pz.Kpfw.III Ausf.M, доживших до наших дней, машина стоит в Мунстере.
Один из трех Pz.Kpfw.III Ausf.M, доживших до наших дней, машина стоит в Мунстере.

Нельзя сказать, что танку совсем не повезло. До наших дней сохранилось минимум 3 Pz.Kpfw.III Ausf.M, из них 2 (в Мунстере и коллекции Кевина Виткрофта) на ходу. Другое дело, что Ausf.N до наших дней дожило куда больше - 9 штук. Это потому, что они прослужили дольше. Самый цинизм в том, что Ausf.N были чем-то вроде эрзац-Pz.Kpfw.IV, то есть выполняли роль "четверок с окурками". Классический же танк с 50-мм пушкой уже к началу 1944 года был не актуален. Его место прочно заняла "Пантера".

Список источников

ЦАМО РФ

US NARA

Panzer Tracts No.3-3 Panzerkampfwagen III Ausf.J, L, M, und N, development and production from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2009

Архив автора

eBay

Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:

История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Krupp

История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развития

История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette

Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось

Статья по экспортному среднему танку m.K.A.

История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.A

История Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоевать

История Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танка

Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвеску

История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске

История Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляров

История Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танка

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H

История Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катков

История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H

Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений

История Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годов

История Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60

История Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себя

История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.J

История Pz.Bef.Wg. Ausf.K, последней и наиболее вооруженной командирской версии Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах

История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III

История Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N

История Pz.Beob.Wg.III (Panzerbeobachtungswagen III) машины артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III

История Pz.Kpfw.III (Fl), огнеметной версии Pz.Kpfw.III Ausf.M